Постоянная экспозиция в музее Ф.М. Решетникова
Экспозиция музея была обновлена в 2013–2014 гг. Обновленную экспозицию можно рассмотреть как художественное произведение, иллюстрируемое новыми экспонатами, представленными в новых витринах. В этой «книге с иллюстрациями» есть пролог, основные части и эпилог. Каждой части соответствует свой цветовой «символический» фон — черный, чернильный, серый. Черный цвет связан с воспоминаниями уральского детства, чернильный — с творческой жизнью, серый — с последними годами жизни в Петербурге и с образом самого города.
Пролог. Типологическая комната воссоздает быт почтальона XIX века. Почтовая тематика позволила оставить музей именно в этом доме: когда-то в нем жили почтальоны, а Решетников происходил из почтовой семьи и некоторые произведения посвящал почтальонам. Почтовая тема развивается и в прихожей, где находятся форма и предметы почтовых служителей.
Литературные залы – это основные главы обновленной экспозиции.
1 глава. «Уральский зал» (Черный зал). В этом зале идет рассказ о жизни и творчестве Решетникова на Урале. Основные этапы жизни писателя иллюстрируются экспонатами пермской витрины, рассказывающими о детстве Решетникова; театральной витрины, косвенно повествующей об увлечении его театром; витрины, связанной с ссылкой в Соликамский мужской монастырь. Удачно дополняют это повествование книги писателей XIX века: Достоевского, Гоголя, Некрасова и др. В центральных витринах – предметные «иллюстрации» основного произведения Ф.М. Решетникова – повести «Подлиповцы».
2 глава. «Кабинет» (Чернильный зал). В зале рассказывается о жизни и творчестве Решетникова в пореформенном Петербурге. Решетников в этой главе предстает как автор, который тесно связан с литературной жизнью 1860-х годов, публикациями в журнале «Современник», перепиской с Некрасовым. В иллюстративных предметных витринах можно многое узнать о времени, о петербургской литературной жизни, о политическом контексте эпохи Александра II.
3 глава. «Петербургский зал» (Серый зал). В экспозиции представлены две единственные сохранившиеся фотографии Ф.М. Решетникова и его семьи. В этой главе акцент сделан на личной жизни писателя, на переездах из Петербурга в Брест-Литовск, на Урал и снова в Петербург. В нижних витринах представлен предметный мир творчества писателя, отражающий непосильный труд горнозаводских рабочих, «новых» и «забытых» людей в русской литературе. Художественный мир экспозиции раскрывается в письмах, рукописях, книгах, цитатах из дневника писателя. Техническое оборудование зала позволяет расширить исторический контекст эпохи за счет виртуального путешествия по жизни и творчеству писателя.
Эпилог. Почтовое подворье и ямщицкая являются этнографическим продолжением «книги с иллюстрациями». Гости рассматривают конюшню, каретник, кузницу, спускаются в ямщицкую, и это уже вольное путешествие по «страницам» экспозиционной книги.