Экспозиция «Усадьба «Остафьево»: история и судьба»
Экспозиция «Усадьба «Остафьево»: история и судьба» вводит посетителя в «остафьевские темы», разворачивая перед ним свитки истории от древних славян до наших дней, и задумана как система ссылок на основные материалы в мемориальных залах дворца.
Главный дом усадьбы постепенно приобретает свой первоначальный облик. На треугольном фронтоне появился долгожданный герб рода князей Вяземских, стены украшают изысканные архитектурные элементы. Весь дом преобразился и стал похож на лебедя, раскинувшего крылья-галереи над прудом. Планировка основного ядра архитектурно-паркового ансамбля повторяет планировку усадьбы предыдущих владельцев «Остафьева» Матвеевых.
Дом был построен в стиле зрелого классицизма по проекту неизвестного архитектора и представлял собой двухэтажное кирпичное здание, увенчанное бельведером, соединенное открытыми галереями с двумя флигелями. Нижний этаж занимали парадные комнаты, верхний – жилые помещения. Парадные комнаты были всегда открыты для многочисленных гостей, собиравшихся по вечерам в овальном зале. Мерцающие огни освещали стены из розового искусственного мрамора с сероватыми коринфскими полуколоннами. Здесь устраивались балы и праздничные приемы.
Высокие застекленные двери зала в летний период настежь открывались в регулярный парк, который плавно переходил в пейзажный. Здесь можно было побродить в лабиринте извилистых дорожек. Каждый поворот открывал новые виды: камерные уголки или торжественный перспективы. Кроме дома, в состав ансамбля усадьбы входили следующие строения (ныне большей частью утраченные): оранжереи, грунтовый сарай, каменные людские покои, кирпичный завод, деревянные амбары и сараи, теплицы, парники, Горбатый мостик и мост-плотина через реку Любучу. К 1807 году были завершены основные работы по созданию архитектурно-паркового ансамбля. Окончательная отделка дома была произведена Петром Андреевичем Вяземским в 1810−1820-х гг.