Выставка «Музыка заклятия. Опера-балет Н.А. Римского-Корсакова «Млада»

Событие завершилось

Певцом солнечного культа и Купалы называли Римского-Корсакова современники.

«Млада», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка», «Майская ночь» пронизаны стихией календарной обрядности и отражают увлечение композитора славянскими фольклорными мотивами. Зимний и летний солнцеворот, празднества Коляды и Купалы, этапы солнечного годового цикла, заклинание стихий, важнейшие моменты архаического календаря стали сюжетной основой этих произведений. Композитор серьезно увлекся поэтической стороной культа поклонения солнцу, а появившийся на рабочем столе композитора сборник А.Н. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» на долгие годы стал предметом изучения и любимым чтением.

По степени насыщенности оперного текста обрядово-мифологическими мотивами «Млада» превосходит все предшествующие сочинения композитора. «У меня есть все, что для меня пригодно, — писал Римский-Корсаков о своей новой опере, − русалки, лешие, русская пастораль, хороводы, обряды, превращения, восточная музыка, ночи, вечера, рассветы, птички, звезды, облака, потопы, бури, наводнение, злые духи, языческие боги, безобразные чудища, охоты, входы, танцы, жрецы, идолослуженье…». И все это сосредоточилось в одной «Младе»! Сам композитор ощущал, что «Млада» подводит определенный итог: не случайно он успел завершить партитуру к юбилею − 25-летию своей творческой деятельности. Композитор мечтал о постановке, которая будет полностью совпадать с его многочисленными и очень подробными авторскими ремарками в тексте партитуры.

Воплощение «Млады» на сцене − сложный экзамен для всех исполнителей этого спектакля. Возможно, поэтому название четвертой оперы нечасто встречается на театральных афишах, и знакома она широкому зрителю менее других опер Римского-Корсакова.

На выставке опера-балет будет представлена экспонатами Фондов Музея театрального и музыкального искусства. О премьерном спектакле 1892 года расскажут эскизы костюмов Евгения Пономарева и четыре сценических костюма, в том числе костюм для Федора Стравинского − первого исполнителя партии Мстивоя в опере. Насыщенностью и яркостью красок обратит на себя внимание зрителей эскиз декорации Константина Коровина «Замок Клеопатры. Египетский зал». Он был создан в 1917 году к неосуществленной постановке «Млады», позже был использован в спектакле Академического театра оперы и балета в 1923 году. Центральное место на выставке займут работы Валерия Левенталя: эскизы костюмов и масштабные эскизы декораций. Постановка сезона 1988/89 годов в Большом театре продолжила сценическую историю волшебной оперы–балета и появилась через 100 лет после завершения Римским-Корсаковым набросков клавира своего четвертого оперного сочинения.

На выставке можно будет увидеть клавир «Млады» с автографом Римского-Корсакова (дарственной надписью режиссеру Александру Яковлевичу Морозову), афишу и программу премьерного спектакля, уникальные фотографии 1892 года − исполнителей и декораций всех действий оперы, а также мемориальные предметы: 2 салфетки с вышивкой даты окончания партитуры и первого представления «Млады». Этот подарок Николай Андреевич получил от своей 17-летней дочери Софии.

Отдел редкой книги Санкт-Петербургской государственной Театральной библиотеки предоставит на выставку копии эскизов костюмов к опере «Млада» из богатой коллекции рисунков Е.П. Пономарева, хранящейся в фондах библиотеки.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна