Выставка «Солнцевеющая»
Евгения Алексеевна Малеина (1903–1984) училась в Москве с 1924 до 1930 года у Р. Фалька, А. Древина, Д. Штеренберга, К. Истомина. Жила в столице, но часто приезжала в родные места − Узбекистан и Киргизию. Жена художника С.А. Чуйкова. Работала в станковой живописи и в декоративной керамике. Выставку работ Е.А. Малеиной назвали «Солнцевеющей» не случайно. В далеком 1924 году Семен Чуйков − будущий советский живописец, будущий народный художник СССР и будущий академик — решал жизненно важный вопрос: кем быть − художником или писателем. Он сочинил повесть «Вершинная быль» о судьбе киргизского красного командира. А в эпиграфе-посвящении были такие слова: «… рвется нежность моя к тем, кто близок солнцевеющей девушке Жене». Он точно знал какая она, потому что любил. И такой Евгения Малеина осталась в своих картинах.
Художник Евгения Алексеевна Малеина − прирожденный живописец, и все ее искусство − густой, полный цветом мир. Этот цвет, оставаясь красивым и гармоничным, выражает сложное и очень личное отношение художника к жизни, показывает мир, в котором живет художник и который он раскрывает зрителю. Все работы, представленные на выставке и созданные в разное время (конец 1930-х-начало 1980-х), написаны о людях и вещах, художнику и нам знакомых, − и все сделано живописью.
В области керамики Малеина начала работать спонтанно, совершенно самостоятельно, делала все только для собственного удовольствия, движимая неодолимой внутренней потребностью. По семейному преданию, ее керамические блюда родились на кухне как вещи вполне утилитарные. Она лепила свои блюда, сосуды, чаши вручную. Художником она была всегда, мастерство пришло со временем, а прелесть непосредственности, смелость, абсолютная раскованность в выражении чувств сделали свое дело. Керамика Малеиной − исключительно художественное явление.