Концерт «Гайдн. Лондонские симфонии»
Всемирно известного виолончелиста и дирижера Александра Рудина и возглавляемый им оркестр Musica Viva считают одними из лучших в мире интерпретаторов музыки Гайдна. В России в этой области им и вовсе нет равных. Для февральского концерта в Камерном зале Дома музыки маэстро выбрал две «Лондонских симфонии» — № 95 и № 96 и Концерт для фортепиано с оркестром Йозефа Гайдна.
«Лондонские симфонии» — последние сочинения Гайдна в этом жанре, одна вершин его творчества, подтвердившая его славу «отца симфонии». Симфония № 95, единственная минорная в ряду 12 симфоний, считается самой «бетховенской» не только потому, что написана в до миноре, любимой тональности Бетховена в героико-драматических опусах, но и потому, что в ней пафос борьбы и преодоления выражен мощнее, чем в любом другом классическом сочинении XVIII века.
С 96-й связан исторический анекдот, обычно сопровождающий появление у некоторых гайдновских симфоний названий. Сам композитор никогда не давал им каких-либо «заголовков», но в концертной практике они закрепились. В случае с этой симфонии рассказывают о происшествии, случившемся на премьере в Лондоне. Когда Гайдн появился в оркестре, чтобы по традиции того времени руководить исполнением, некоторые слушатели из середины партера перебрались поближе, чтобы как следует рассмотреть маэстро. Как только они пересели в первые ряды, на их прежние места обрушилась огромная люстра, никого, к счастью, не задев. Раздались выкрики «Чудо! Чудо!», которые и приклеились к симфонии в качестве названия.