Лекция на тему «М.П. Мусоргский. Опера «Борис Годунов»

1 августа 2025
Бесплатно

Опера «Борис Годунов», написанная в 1869 году, шедевр, в котором Мусоргский осуществляет реформу.
«Прошлое в настоящем — вот моя задача» (Мусоргский). Главным действующим лицом оперы является народ. Мусоргский сформулировал задачу показать в опере народ «как великую личность, одушевлённую единою идеею». Таким образом, Мусоргский поставил социально-историческую проблему. Борьба, напряжение сил — основные принципы оперного действия.
Идея оперы раскрывается на уровне судеб государства и на уровне личности Бориса, образовывая 2 линии сквозного развития: трагедия народа и трагедия Бориса. Драматургический замысел Мусоргского, казалось бы, обращён в русло оперы-драмы. Но заканчивает оперу смертью героя, центр тяжести перенёс на трагедию человеческой совести царя-убийцы. В итоге в жанровом отношении вырисовывается опера-трагедия. Драматургия оперы многослойная, полифоническая. В ней переплетается несколько сюжетных линий при определяющем главном конфликте народ — царь. Музыкальный язык отличается новизной. Использует новый тип хоровых сцен: хоры-речитативы, исполнявшиеся небольшой группой людей, полифония хоровых сцен, персонификация народной массы. Традиционных сольных форм нет, вместо них использует монологи.
Лейтмотивы пронизывают всю музыкальную ткань, звучат в оркестре. Ими наделены почти все персонажи. Жанровая основа очень широка: крестьянская песня, причеты, протяжная, хороводные, игровые, церковная музыка и духовный стих, польские танцы (мазурка, полонез).
Начиная с Глинки, русская опера выдвинула как одну из ведущих тем — народ и история. Это дало рождение нового жанра — народной музыкальной драмы. Изменило драматургию оперы, выдвинуло на первый план народные силы. Конкретные решения были разные. У Глинки — могучие, ораториального типа хоры. У Мусоргского дано другое решение. Его народные хоровые сцены напоминают полотна Сурикова с его полифонией образов. Образ народа складывается из множества отдельных групп и героев, т. е. народная масса персонифицирована. Это Пимен, Варлаам, Юродивый. Развитие образа народа идёт от забитости к могучей силе. Первые две картины — страдающий народ: сцена ложного плача и сцена славления царя. Сцена у собора — раскрытие горя народа. Хор «Хлеба» вырастает из плача Юродивого. «Кормилец-батюшка, подай» — в основе одна попевка с проращиванием. Форма куплетно-вариационная. Картина страшного стихийного бунта народа. Для этой сцены Мусоргский нашёл уникальную драматургию — волновой принцип. Заканчивается песней Юродивого из сцены у собора «Лейтесь, лейтесь, слёзы русские».
Образ Бориса предстал в лирико-психологической трагедии. У Мусоргского больше подчёркивается человеческое страдание, чем у Пушкина. Две трагедии в жизни Бориса: муки нечистой совести и неприятие Бориса народом. Образ дан в развитии, три монолога раскрывают разные состояния. Таким образом, образуется своеобразная монодрама.
Лекция будет сопровождаться звучанием фрагментов оперы «Борис Годунов».

Расписание
Внимание! Указано местное время проведения события

Сведения предоставлены организацией МБУ ДО «ДШИ № 2» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

Смотрите также

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна