Показать
Показать на
карте
Выставки

Выставка «Русский акварельный портрет XIX века из собрания Московского музея-усадьбы Останкино»

С 23 октября по 21 декабря 2015
Событие завершилось
Показать

В Московском музее-усадьбе Останкино хранится небольшая, но интересная коллекция русского акварельного портрета XIX в. – времени расцвета этого жанра. 56 работ из нее представлены на выставке, которая откроется Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова.

Выставка включает произведения как прославленных художников-акварелистов, так и мастеров менее известных или незаслуженно забытых. Среди них есть работы и столичных знаменитостей − П.Ф. Соколова, В.И. Гау, А.П. Рокштуля, М.И. Теребенева, и московских художников − А.И. Стрелковского, С.И. Сударикова, и иностранцев, работавших по заказам русского двора – блистательного французского портретиста Ж.Б. Изабе и его ученика Ж.А. Беннера.

Дополняет выставку ряд предметов декоративно-прикладного искусства этого времени, аналогичных тем, что служили аксессуарами портретов.

Русский акварельный портрет – самобытное явление, связанное одновременно и с общестилевыми, и с историческими сдвигами, произошедшими в Европе в начале XIX века. С одной стороны, на его популярность оказали влияние тенденции набиравшего силу сентиментализма с его интересом к приватной стороне жизни и прямой апелляцией к чувствам, с другой – изменившиеся условия жизни в стране, разоренной наполеоновским нашествием. На смену пышным дворцам с портретами предков на стенах многочисленных парадных залов пришли небольшие уютные  особнячки с низенькими антресолями в мезонинах. Акварельный портрет был мобилен и вместе с тем достаточно представителен, чтобы заменить собой громоздкие живописные полотна, а сама техника позволяла художнику гораздо большую непосредственность в передаче душевного облика модели. Расширился и круг заказчиков – недорогие акварельные портреты были по средствам не только знати, но и небогатым чиновникам и купцам. Со временем появились художники, специализировавшиеся только на этом жанре, конец широчайшей популярности которого положило повсеместное распространение во второй половине столетия более дешевой фотографии. И лишь отдельные мастера, такие как сын знаменитого П.Ф. Соколова, академик акварельной живописи А.П. Соколов, продолжили традиции предшествующих поколений, выявляя совершенно особенные возможности акварельного портретирования.

К сожалению, бумага и акварельные краски – очень хрупкие материалы. Даже без риска порчи от пожара они страдают от света и влаги. Поэтому каждый дошедший до нашего времени акварельный портрет – маленькое чудо, которое следует тщательно беречь. Именно по этой причине невозможна постоянная экспозиция портретной графики, ей суждено храниться в темноте и показываться лишь на недолгих временных выставках. Выставка в Волгоградском музее изобразительных искусств им. И.И. Машкова – одна из редких возможностей для волгоградского зрителя увидеть уникальные произведения «вживую» и оценить всю прелесть маленьких шедевров, привлекающих изысканностью колорита и поистине виртуозной техникой  владения  акварелью.

Контакты
Дата и время проведения
Событие завершилось

Смотрите также

Спектакль «Слон»
до 20
октября
17:00
от 180 руб.
Пьеса написана на рубеже 20−30-х годов двадцатого столетия, ее сюжет наивен до анекдотичности.
Спектакль «Ревизор»
до 12
октября
18:30
Комедия
от 150 руб.
Волгоградский ТЮЗ предлагает заново перечитать бессмертное гоголевское произведение.