Лекция-беседа «А. Шенберг. Кантата «Уцелевший из Варшавы»
Парадоксальное сочетание трагической экспрессии и рационалистичности додекафонной техники отличает одно из немногих в творчестве Арнольда Шенберга антифашистских сочинений «Уцелевший из Варшавы» для чтеца, мужского хора и оркестра.
Композитор использовал фрагменты подлинного рассказа очевидца, чудом избежавшего газовой камеры. Речь рассказчика (на английском языке), вначале бесстрастно скупая, постепенно становится все более напряженной и драматичной, несколько раз прерывается «лающими» немецкими окриками и, наконец, приводит к одноголосному мужскому хору: идущие на смерть в едином порыве вдруг запели старинный иудейский гимн. Все сочинение основано на одной серии музыкальных звуков, которая экспонируется в начальном резком возгласе трубы. На звуках этой серии строится и заключительная молитва хора.
Члены клуба «Хормейстер» послушают кантату, обсудят трагическую обостренность музыкального языка, оценят огромную силу передачи состояния ужаса и отчаяния, обреченных на смерть людей.