Методы формирования культуры восприятия фольклора

Событие завершилось
12+

Фольклор — это народная мудрость, народное знание. Народное художественное творчество включает в себя песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, произведения изобразительного и прикладного искусства.

Классификация.

  1. По годовому циклу (календарно-обраядовый) — Святки: обходные обряды+песни; Масленица: похороны Масленицы, заклинание весны; весенняя обрядность, Купальская (Ивана Купалы), Петровская обрядность

  2. По жизненному циклу (семейно-обрядовый фольклор): родильный обряд, свадебный обряд: свадебные чины, ход обрядового действа, свадебные жанры (причитания), свадебная песня, венчальные песни. Похоронные обряды.

  3. По жанру: мифы и сказки, волшебные сказки, бытовые сказки о животных, несказочная проза — былины, сказания, бывальщина. Былины героические, сказочные, социально-бытовые. Духовные стихи: эпические или лирические описания священных событий с участием Бога, Богородицы, Святых. «Сон Богородицы»

  4. Необрядовая лирика. Песни сопровождающие движение, трудовые, хороводные, игровые, частушки. Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки.

Постижение фольклора.

  1. Включение в процесс

  2. Выявление уровня восприятия человека или группы –с более легкого к усложненному

12. Методы развития ребёнка на основе музыкального фольклора

Детский фольклор основан на подражании, прививает навыки и умения для формирования личности и духовной сферы. Развитие речи, русского языка, эмоциональное развитие, сказочное восприятие, игровое самовыражение.

Классификация детского музыкального фольклора.

  1. Календарный фольклор: природные явления, сезонность, заимствование у взрослых, детские гадания и заговоры — элементы игры.

  2. Потешный фольклор — прибаутки, небылицы, дразнилки — для веселья, повышенная тяга к рифмам.

  3. Игровой фольклор — ведущее место. 3 группы:

    1. Драматические (худ.образы)

    2. Спортивные

    3. Хороводные

Дидактическая роль фольклора.

Овладение речью + изучение языка музыки (потешки, колыбельная)

3-4 года — четверостишья

Комплексный подход к процессу обучения на основе синтеза художественной деятельности: музыки, народного танца, фольклорного театра, изобразительного искусства.

Колыбельные –грамматическое построение речи

Прибаутки — жанр музыкального фольклора, который менее других подвергся текстуальным изменениям, расширение мира ребенка

Пестушки — от слова пеленать — песенки с телесными прикосновениями, пря мой контакт с ребенком.

Песенки-потешки — старшие веселили и забавляли маленьких, побуждение к труду.

Небылицы — жанр со смешением реальных связей, помощь в утверждении своего сознания

Дразнилки –дикция, мышление

Яркие образы добра и зла в песнях, сказках доступны и понятны детям. Дети являются не пассивными наблюдателями народного искусства. Они сами вовлекаются в сказочную игру, и становятся участниками и постановщиками музыкально-игровых и вокально-пластических композиций, сказок, кукольных спектаклей. А так как игра соответствует природе младшего школьника, — развитие способностей, фантазии, познание новых музыкальных образов, приобретение умений и навыков. Происходит как бы само собой, в увлекательной игровой форме, что лишает воспитательный процесс назидательности.

Фольклор является действенным средством воспитания так же и национального характера мышления, нравственности, патриотизма. Овладение родной речью должно происходить одновременно с обучением национальному музыкальному языку. Творческая природа настолько велика, что дает возможность развития фантазии даже самому маленькому ребенку. Младенческие колыбельные, потешки, пестушки- это своеобразный клад народной педагогики, нашедшей доступные для малышей слова и поэтические образы, которые, передаваясь от одного поколения к другому, приобрели такое содержание, которое отвечало бы особенностям детской психологии и мировосприятию.

Фольклор значительно расширяет владение родным языком (вербальные способности, мышление), речью. Пословицы, поговорки, постановки народных сказок формируют и расширяют словарный запас ребенка. Детский фольклор включает в себя: фольклор игровой (произведения, связанные с сюжетно-организованны-ми моторными действиями, словесные игры) и фольклор внеигровой (название является условным, т. к. любому жанру детского фольклора можно дать игровую основу).

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна