Обучение

Основы декоративно-прикладного творчества

Событие завершилось
12+

Декоративное искусство — одна из главных областей пластических искусств (наряду с архитектурой, изобразительными искусствами). Вместе с тем декоративное искусство — особый род художественного творчества, отличающийся по своим целям от станкового и монументального искусства. Декоративное искусство вместе с архитектурой формирует окружающую человека материальную предметно-пространственную среду, внося в нее эстетическое, образное начало. Оно включает широкий круг художественных предметов, изображений и символов, вносящих художественную организацию во все сферы жизни; разделяется на:

  • а) монументально-декоративное искусство, непосредственно связанное с архитектурой (архитектурный декор, росписи, декоративные рельефы, статуи, витражи и мозаика на фасадах и в интерьерах, парковая скульптура, фонтаны и т. д.);
  • б) декоративно-прикладное искусство (бытовые художественные изделия);
  • в) оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций на выставках и в музеях, городских витрин и т. д.)[1].

Художественные качества произведений декоративного искусства полнее раскрываются при восприятии их в ансамбле, для которого они предназначены. Оно во многом связано с художественной промышленностью и имеет многие общие цели с дизайном, от которого отличается методикой, базирующейся на

традиционных установках, на индивидуальности мастера и уникальности его произведений.

Декоративно-прикладное искусство — латинское слово «decorare» означает «украшать». Оно пришло к нам из Древнего Рима, в котором искусство украшения достигло наивысшего расцвета.

Завоевав в многочисленных военных походах все Средиземноморье, Рим превратился в богатейшую империю. Он упивался своим могуществом и всячески прославлял его. Украшение, почти возведенное в культ, господствовало всюду. Поэтому, может быть, именно латинское слово «decorare» — «декорировать, декоративный» — закрепилось в международном языке.

Слово «прикладное» появилось значительно позже, с появлением и развитием нового вида искусства, получившего название станкового, — огтого что оно создавалось на мольбертах, которые называли станками. Станковое искусство не связано ни с архитектурой, ни с мебелью, ни с каким-либо предметом. Оно не имеет утилитарной функции. Его значение самостоятельно. Оно обращено непосредственно к зрителю.

Искусство, имеющее отношение к бытовому, утилитарному предмету, стало называться прикладным, что указывает на то, что оно существует не само по себе, а связано с чем-либо, с каким-либо предметом. Вот так постепенно и сформировалось это определение — декоративно-прикладное искусство. Но не всегда эти два понятия (декоративный и прикладной) имели равное значение. Иногда одно из них становилось главенствующим, иногда другое, или каждое из них самоопределялось и становилось самостоятельным.

Декоративно-прикладное искусство — вид искусства, имеющий свой особый художественный смысл и свою декоративную образность и непосредственно связанный с бытовыми нуждами людей. В единстве того и другого — его сущность и специфика.

С древности человек в создаваемых изделиях удовлетворял не только свои насущные утилитарные нужды, но одновременно и свои эстетические потребности, стремился к украшению предмета. Самым древним видом украшения являлся орнамент — узор, в ритмическом повторе наносимый на изделие или являющийся его структурной основой. Появление орнаментированных предметов в первобытном искусстве связано с трудовой деятельностью и магическим обрядом.

В борьбе за существование человек с древнейших времен изготовлял себе орудия охоты, труда; строил жилища, производил посуду, шил одежду, делал необходимую мебель. Выполняя ту или иную работу, делая тот или иной предмет или деталь к нему, человек старался вложить в них не только физическую силу труда, но и свои художественные способности. Иначе говоря, человек при исполнении предмета учитывал не только его практическое применение. Он стремился удобной форме предмета придать определенную, по его понятию, красоту: сделать ее изящной, поверхность ее украсить соответствующими замыслу линейными, цветными рисунками или рельефными изображениями. А поскольку быт человека достаточно разнообразен (это и домашняя жизнь, и широкий круг общественных, трудовых, культовых функций, занятий), отсюда складывается огромное разнообразие бытовых предметов, входящих в сферу декоративно-прикладного искусства. К ДПИ относят произведения, выполняемые из самых различных материалов (традиционно из дерева, глины, камня, ткани, стекла, металла).

Как вид художественного творчества ДПИ окончательно складывается при выделении ремесла в самостоятельную отрасль производства. До промышленного переворота все изделия выполнялись вручную мастером и его подмастерьями — кузнецами, гончарами, швеями, которые и были основоположниками декоративного искусства в момент его отделения от ремесла.

Общественное разделение труда уже на стадии мануфактуры, развитие промышленности привели к тому, что польза и красота, функция и украшение производимых предметов стали заботой разных специалистов. В период развития машинного производства, для того чтобы сохранить эстетическую ценность изделий, приглашается художник, в задачу которого входит не производство продукта в целом, а лишь его украшение: художник стал как бы «прикладывать» свое искусство к готовому продукту. Так, с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность*, где находит себе место метод прикладного искусства — отделка изделий росписью, резьбой, инкрустацией и пр.[2] Вещи, выполненные талантливой и умелой рукой, всегда высоко ценились и тщательно оберегались. Можно указать многочисленные примеры памятников искусства всех времен, стран и народов. Эти памятники

представляют собой орудия труда и охоты, предметы быта различного назначения, которые служат не только жизненно-практическому назначению, но и удовлетворяют эстетические потребности общества, воспитывают в человеке художественный вкус.

Поэтому, говоря об изделиях декоративно-прикладного искусства, можно сказать что это изготовленные и художественно отделанные кустарным или промышленным способом предметы быта, имеющие не только чисто практическое, но и эстетическое значение. Поверхность этих предметов художественно оформлена таким образом, что декорировка не противоречит их утилитарной форме, а находится в тесной связи с нею и представляет одно целое. К изделиям ДПИ относится художественно оформленная посуда и одежда, мебель, декоративная ткань, ковры, вышивки, кружева и т. д. К ним следует причислить также художественную отделку и внутреннее убранство зданий, а именно: росписи, обои, декоративную скульптуру, мозаику, осветительные приборы, затем резьбу и росписи по различным материалам, художественное литье из металла, гипса, пластмассы, а также предметы ювелирного искусства.

Предметы декоративно-прикладного искусства являются ценными историческими памятниками, по которым мы можем судить не только о жизни и быте людей, но и о художественном направлении времени.

Обязательными требованиями прикладного искусства являются следующие: форма предмета должна быть целесообразной; декоративное оформление не должно изменять или затушевывать утилитарную форму вещи, а наоборот, выявлять и подчеркивать эту форму.

Часто предметы декоративно-прикладного искусства несут черты национальных традиций, тем самым выражают национальный характер. В них наряду с новым, оригинальным решением той или иной стороны предмета творчески используются традиции народного искусства: форма предмета, либо материал и техника его обработки, либо художественные сюжетные или орнаментальные мотивы декорировки.

Декоративно-прикладное искусство охватывает широкий круг предметов из различных областей человеческой жизни. Для их изготовления используются различные материалы — глина, дерево, кость, камень, стекло, природные или искусственные вещества — пластмассы, бумажная масса с гипсом и клеем — папье-маше, шерсть, лен, хлопок и т. д.

Материал, избранный для изготовления предмета, нуждается в выборе своеобразной, характерной только для него, техники обработки. Например, режут из дерева, кости, пластмассы; лепят из глины, ее обжигают; льют из металла, бронзы, чугуна, стали, льют из пластмассы, гипса; рубят (высекают) из камня, ткут из нитей и т. д.

Одни материалы требуют окончательной отделки путем шлифования (мрамор, стекло, дерево), другие — путем чеканки (бронза, золото, серебро), третьи — лакировки и покраски (дерево, папье-маше).

В силу разнообразной техники обработки материалов при изготовлении вещей декоративно-прикладное искусство очень тесно связано с другими видами искусства: живописью (различной техники), скульптурой, графикой. Например: предметы украшаются многоцветной росписью — это выполняется так, как в живописи; предметы украшают гравировкой или рисунком — это делается как в графике; предметы декорируются резьбой или рельефом — для этого пользуются техникой, характерной для скульптуры.

Первоначальное разделение народного декоративно-прикладного искусства на виды произошло тогда, когда мозг древнего человека становился более совершенным, когда усиливались ощущения и развивались чувства. Древний человек делал копье и горшок, шил красивую одежду, плел сеть — все это он мог сделать один. Но изготовление и украшение предметов более декорированных, чем обычные, требовало особой внимательности, сосредоточенности, дополнительных трудовых затрат. Специфика такого труда, по мере дальнейшего развития и совершенствования всего уклада жизни человека, постоянно усовершенствовалась. Она же предполагала специализацию деятельности людей: одни члены сообщества занимались изготовлением только посуды, другие — шили одежду, третьи — ковали орудия и т. д. Таким образом, наблюдается разделение народного декоративно-прикладного искусства на виды, среди которых выделяются художественная обработка глины, кожи, металла и т. д.

Дальнейшее совершенствование материала выявляет и определяет различные техники изготовления одного и того же изделия. Например, для изготовления топора могли применяться литье или ковка, для изготовления посуды — лепка или набивание. Одежду могли вышивать и расписывать. Следовательно, традиционное народное искусство различалось не только по материалу (видам), но и по технике выполнения — резьба и роспись, лепка и вышивка, чеканка и плетение. Скорее всего, поэтому в дальнейшем наряду с делением 10

производства (второй половины XIX в.) утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу или по технике выполнения.

Поэтому классифицировать виды декоративно-прикладного искусства можно:

  • — по материалу, из которого сделано изделие (металл, керамика, текстиль, дерево, кость, стекло, лак и пр.);
  • — по технике обработки материала (художественная резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и пр.);
  • — по готовому изделию (ковры, кружево, посуда, игрушки и пр.).

С точки зрения изготовления предметы современного декоративноприкладного искусства существуют в двух формах: ремесленной и промышленной. Они отражают реальное положение дел в этом сложном виде искусства. В развитии каждой из этих форм существуют свои характерные направления, между которыми сохраняются определенные общие черты. Это первоначальные этапы творческого процесса вплоть до создания модели будущего изделия, формирование специальных знаний, навыков, вкусов и т. д. Вместе с тем в каждом из них есть и определенные различия, которые сводятся в основном к видам реализации художественного замысла.

Первое направление относится к промышленной форме декоративноприкладного искусства. Оно связано с деятельностью профессионального художника, работающего на промышленном предприятии (ткацком, стекольном, ковровом, ювелирном и т. п.) и создающего прототип изделия для массового производства. Это индивидуальный творческий процесс создания образца, с которого затем будут сняты тысячи копий. Именно здесь более всего заметно влияние техники.

Техника, которая пришла на предприятия и в мастерские, не принесла с собой существенных качественных перемен в художественном труде и тем самым не подорвала основы специфического творческого процесса, который мы связываем с современным декоративно-прикладным искусством. Все те изменения, которые произошли со сменой способов производства на ткацких, стекольных, ювелирных и других фабриках, непосредственно коснулись не самого процесса художественного творчества, а лишь последующего за ним процесса воссоздания задуманного художником в материале, в процессе тиражирования.

Однако было бы неправильно отрицать влияние техники на деятельность художника декоративно-прикладного искусства, на результаты его творчества. Некоторое отличие имеется уже в постановке творческой задачи. Если художнику предлагается выполнить индивидуальный заказ, то здесь он более всего свободен от каких-либо внешних ограничений, он может задумать и выполнить такой совершенный рисунок, предмет, какой позволяют ему творческое дарование и требования заказчика. Если же ему предлагается создать образец для многосерийного производства, то тогда художнику необходимо иметь в виду целый ряд моментов. Здесь и спрос на вещь, и качество материала, наличие необходимого оборудования подходящей мощности и т. д. Художнику необходимо продумать и возможные варианты в случае замены оборудования, невозможности исполнить задуманное в нужном материале, отсутствия той или иной краски и т. п. Но эти «ограничения» всего лишь специфические условия творчества художника-прикладника.

Второе относится к ремесленной форме и связано с деятельностью художественных промыслов, кустарных артелей, выпускающих изделия маленькими сериями, в которых даже на этапе тиражирования участвует ручной труд.

Внутри всего сложного общественного организма художественные промыслы живут своей особой жизнью. И по тому, как они существуют, мы судим об общественных условиях, способствующих или, напротив, тормозящих их развитие.

Жизнь художественных промыслов, с одной стороны, подчиняется экономическим законам, с другой — на нее оказывают влияние социальнопсихологические законы, формирующие новые художественные потребности, вкусы, моды, оценки. Экономические и социально-психологические законы, в конечном счете, тесно связаны между собой и взаимообусловлены. На практике же эта связь приобретает порой неожиданные формы, дает самые удивительные результаты. Она, например, порождает так называемые противоположные моды, вкусы, идеи, стили. Появление противоположных настроений наблюдается очень часто в общественной жизни. А именно в борьбе противоположностей и заключается источник движения всех жизненных форм. Применительно к нашему предмету это значит, что промышленность и ремесло порождают вещи с совершенно противоположными свойствами. В частности, принцип стандартизации в корне противоположен принципу уникальности, индивидуальности.

Стандартизация накладывает отпечаток на все стороны предметного мира, на внешний облик людей, определенным образом влияет на их взгляды, вкусы, моды. Она порождает некоторую нивелировку вкусов, порождает стереотипы, в частности, и в художественной жизни. Таким образом, сама промышленность и дизайн, который ее обслуживает, порождают настроения неудовлетворенности, поисков, индивидуального творчества, т. е. они рождают настроения, в корне противоположные самому характеру машинной индустрии.

Так создаются благоприятные условия для оживления деятельности художественных промыслов, но уже на новом уровне их развития.

В одних случаях художественные промыслы существуют на базе давно сложившихся ремесел. В них и художественные приемы, и формы предметов, и техника изготовления являются традиционными, существуют и по сей день в таком виде, как они сформировались много десятков лет назад. Это великоустюжский ювелирный промысел (артель «Северная чернь»), и хохломская роспись по дереву, художественные лаки, дымковские расписные глиняные игрушки, вологодский, елецкий, кировский и другие кружевные промыслы и т. д.

Другие работают на базе местного сырья, в городах и сельских местностях: резчики по кости, рогу, дереву, машинная вышивка, росписи платков, тканей, изделия из синтетических материалов и т. п. С точки зрения организации производственного процесса, деятельность современных художественных промыслов представляет собой мелкосерийное производство, в котором в большей или меньшей степени участвует ручной труд. Во многих из них существует пооперационное разделение труда, и каждый мастер выполняет только одну определенную операцию. Так, например, в богородском резном промысле один мастер вырезает лапы зверя, другой — голову, третий — подставки и т. п. Точно так же ведется роспись хохломских изделий. Разделение трудовых операций присутствует и во многих других промыслах. Тем не менее это не означает снижения художественной ценности данной вещи. В современных промыслах создание той или иной вещи осуществляется по эскизам художников, хорошо знающих технику и технологию производства.

Основная цель деятельности промыслов — сохранять и развивать дальше художественные традиции определенных районов и областей, создавать произведения, соответствующие высоким требованиям, предъявляемым к такого рода искусству, давать возможность проявлять неистощимый запас творчества там, где есть в этом потребность.

Третье направление также относится к ремесленной форме. Это творчество многомиллионной армии любителей, отдающих свой досуг художественному ремеслу.

Как своего рода продолжение второго направления в развитии декоративно-прикладного искусства ширится волна массового творчества в нашей стране. В последние годы огромный интерес к художественному творчеству проявился в такой сфере жизни, как быт. Заметно возросло стремление все большего числа людей самим участвовать в организации своего быта. В данном случае имеется в виду художественно-творческая сторона такой организации. По характеру своему это третье направление есть не что иное, как все то же художественное ручное ремесло. Однако мы рассматриваем его отдельно по нескольким причинам. Во-первых, потому, что им занимаются, как правило, люди, не имеющие прямого отношения к художественному труду, не имеющие специального художественного образования. Во-вторых, потому, что этот процесс распространяется на узкую сферу личного быта и существует как определенный вид художественной самодеятельности, как новая форма отдыха, форма чередования труда.

В наши дни стало повседневностью создание многих бытовых предметов собственными руками. Это и мелкая пластика, и столярные работы, начиная от полочки для книг, вешалок, светильников, ваз, торшеров и кончая сложными скульптурными композициями. Такая форма творческой деятельности приобщает людей к материальному и духовному творчеству, формирует вкус, высокие художественные потребности.

Широкое распространение получила деятельность художников-любителей. Многочисленные выставки положили начало целому движению художников-любителей. В каждом городе есть свои энтузиасты такого творчества. Их искусство привлекает массу зрителей. Конечно, не каждый экспонат, выставленный в залах выставок, поднимается до уровня художественного произведения и может быть отнесен к разряду искусства. Но есть и такие, которые, несмотря на то, что их создатели и не являются профессиональными художниками, представляют собой образцы подлинного народного искусства. Художественные образы этих созданий чисты, полны человеческой теплоты, юмора, пластичны[3].

Декоративное искусство, составляя ограниченную часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером воздействует на настроение, состояние человека, влияет на его положительное отношение к окружающему миру.

С древнейших времен человек стремится к красоте в окружающем предметном, вещном мире. Народные мастера, преображая вещный мир, украшали керамические сосуды орнаментом, изображениями тематического плана, металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой. По мере роста мастерства начинают вводиться цветные эмали и глазури. Свои узоры, украшения мастера как бы «прикладывали» к предмету.

Изделие приобретало новый вид, становилось красивее, наряднее, богаче по цвету. При этом оно сохраняло свое утилитарное назначение, полезность. Вместе с тем можно было и просто любоваться, выставлять его напоказ как выставочный экспонат. Ценился такой предмет уже не только за то, что был просто полезен, но и за мастерство украшения, тонкость работы и благородство материала. Позднее, в XIX в. эту область художественного освоения предметного мира определили как «прикладное искусство». Если предметы прикладного искусства выпускаются тысячами, дизайна — миллионами, то декоративные изделия — в ограниченном количестве. В них художник проявляет свое мироощущение, свое «я», свой, только ему присущий, индивидуальный вкус. Изделия, рожденные в творческих мастерских, проходя выставку, попадают в салон-магазин для продажи населению. Из них же формируются выставочные экспонаты, пополняются музейные фонды.

Необходимо отметить, что декоративно-прикладное искусство — это, прежде всего, народное искусство, которое помогает увидеть привычные вещи по-новому, понять красоту окружающего мира. Изделия народных мастеров отличаются глубоким чувством материала, органическим единством утилитарности вещи с ее декором, национальным колоритом.

Народное искусство — за этими словами стоят большие и важные явления: народная поэзия и театр, музыка и танец, архитектура и изобразительное искусство. Это — фундамент, на котором выросло здание мировой художественной культуры.

Народное декоративно-прикладное искусство зародилось в глубокой древности и, подобно другим видам художественного творчества, поначалу вовсе не осознавалось как искусство. Просто люди делали необходимые им в 15

быту вещи, создавая, как мы сейчас говорим, предметную среду: традиционное оформление жилища, костюм, бытовую утварь, орудия труда и боевое оружие. Весь трудовой народ творил этот предметный мир, отражая в нем свой общественный и бытовой уклад, своеобразное восприятие мира, представления о счастье и красоте, неповторимый национальный характер.

Народное искусство — изначально связано с трудовой деятельностью человека, представляющее одновременно материальную и духовную культуру. В основе своей оно имеет мифологическое, поэтическое отношение к миру, характеризуется эпическим переживанием мира, коллективностью творчества, связью с бытом. Это искусство развивается как коллективное творчество на основе преемственности и традиции, являющейся формообразующим началом, связывающим современность с прошлым. Эпический характер образа определяется самим типом творчества, коллективным методом работы, основанном на подобности, повторе и вариации. Благодаря этому образная структура народного искусства сохраняет изначальный образ, входящий в синтез с его вариациями и новыми элементами. Место народного искусства в системе культуры определяется функциями — памятной, обрядовой, родовой, коммуникативной. Воспроизводство народно-ценностного начала определяет непреходящую роль народного искусства в культуре, его современность. Источник народного искусства, питающий своими идеями и образами все его сферы и формы, составляет крестьянское искусство. В нем прослеживаются особенности трудовой деятельности, быта, а также верований и культов. Оно создает и оформляет предметную среду народной жизни, дает эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным праздникам и является неотъемлемой частью строя народной жизни. Объединяющим началом композиции народного искусства нередко выступает орнамент.

Говоря о народности декоративно-прикладного искусства, необходимо отметить, что, как правило, это искусство безымянное. «Личности художника… в ДПИ… вплоть до наших времен не придавалось большого значения, если не считать первых кузнецов, которые слыли колдунами; обычно художников не отличали от простых ремесленников. В более поздние времена появляется упоминания об отдельных мастерах или мастерских, обычай же ставить подпись установился совсем недавно»[4].

Изделия народных мастеров и вся его деятельность не существуют раздельно от школы. Школы народного мастерства — национальные, региональные, краевые — функционируют благодаря преемственности.

«Преемственность — это не просто передача потомкам того, что в свое время взято от предшественников, но и обогащение этого опыта собственными творческими достижениями. Изделия народных художественных промыслов ценятся и потому, что они сохраняют творческий характер труда художника-мастера, результатом которого будет неповторимое произведение искусства»[5].

За творчеством одного мастера всегда стоит опыт коллектива, передающего из поколения в поколение преемственность традиций отношение к жизни, скрепленное общностью нравственных идеалов, определяющих общие принципы творческой коллективности. Именно этим, по словам М.А. Некрасовой, определяется в первую очередь народное в народном искусстве — содержанием принципа коллективности, а не артельным характером самодеятельности.

И если разрушается культура школы народного мастерства, значит, пропадает направленность творчества, вырабатываемая традицией, падает творческая активность народного мастера.

Определение понятия «народный мастер» тесно связано со спецификой и содержанием народного искусства. Творчество народного мастера регулируется законом коллективности, то есть оно обязательно соответствует нормам, мировоззрениям школы, традиции утверждаются коллективом. Оно обусловливается культурной преемственностью, развивается в коллективном творческом содружестве, при сохранении единства индивидуального и коллективного. Народный мастер представляет школу народного мастерства, реализуя ее традиции на основе известных образов и мотивов, используя метод варьирования. Выступает от лица школы как хранитель традиций и определенной художественной организации.

Степень личной талантливости в народном искусстве велика. В настоящее время личность народного мастера приобретает еще большую значимость. Это стало возможным благодаря признанию, которое получает мастер, участвуя на выставках.

Однако необходимо отметить, что зависимость творчества мастера нормами школы не обозначает, что инициатива его как художника связана, а изделия его обезличены. Результат работы художника в промысле тем значителен, чем полнее проникает он в традицию, тем больше проявляется его личная индивидуальность, самобытнее оказывается созданное им творение. Творческая среда промысла в этом случае остается главной формирующей силой. Не случайно выпускнику училища, получившему специальность художника, приходится еще несколько лет поработать в промысле, чтобы перенять от лучших мастеров и навыки мастерства, и дух традиции.

Коллективность творчества — характернейшая черта народного искусства. Ведь почти всё в работе мастера было продиктовано многовековой традицией: выбор материала и приемы его обработки, характер и содержание декоративного убранства.

Одним из важных условий существования и развития традиционного народного искусства является массовость. Широкий диапазон возможностей изготовления и применения изделий декоративно-прикладного искусства позволяет привлекать к участию в работе людей практически всех возрастных групп, с различной трудовой и художественной подготовкой. Именно поэтому народное искусство так массово, так близко и понятно всем, так увлекательно и доступно.

Народные художественные промыслы — особая форма бытования народного декоративно-прикладного искусства, когда издавна живущие в одной местности и занимавшиеся одним видом художественного ремесла мастера изготовляли те или иные изделия не для собственных нужд, а для рынка.

В основном центры изготовления предметов традиционного народного искусства располагались в маленьких городах, селах, деревнях. Жизнь людей в малонаселенных пунктах шла неторопливо. Городские новшества и преобразования происходили медленно из-за географической удаленности деревень от больших городов. Это и стало причиной того, что в таких местностях сохранялись древнейшие традиции русской культуры. Только в таких местах можно услышать старинные колыбельные и хороводные песни, увидеть русские печи, прялки, костюмы, предметы быта и забавы. Только там, сохраняя вековые традиции изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, люди из поколения в поколение передают свой опыт и секреты мастерства своим ученикам.

По словам М.А. Некрасовой, традиционное народное искусство в нашей стране развивались в четырех формах. «В первой форме народное искусство предстает не вычлененным из своей этнографической среды бытования. Оно связано с породившим его этническим и социальным бытовыми укладами. Это народное творчество сел Севера и Центра России, Приамурья, народов Камчатки, Средней Азии, <…> тех мест, где народное искусство тесно слито с сельской жизнью ее бытовыми духовными потребностями, определенным комплексом понятий и представлений. Народный мастер — носитель традиций национальных, региональных школ, его художественная деятельность неотделима здесь от коллективного народного творчества. Однако нормы и особенности школ не лишают творчество мастера подвижности и изменчивости.

Во второй форме — творчество единичных мастеров сохраняет коллективный опыт традиций… Народные мастера, перенимая культурные традиции от предков, создают произведения особого исторического смысла. Они становятся «памятными» и своей связью с прошлым, с историей края и с конкретным местом.

Третья форма представляет стихийное развитие народного художественного промысла. Новый вид сам возникает, иногда совсем неожиданно и как будто бы случайно, хотя для этого всегда имеются скрытые причины. К примеру, роспись по дереву Полхов-Майдана.

В третьей форме народное искусство функционирует весьма интенсивно: обновляет свои формы, развивает свои навыки и приемы, но, в сущности, не изменяет своей целостности, что и обеспечивает ему развитие и признание. Художественная идея, технический навык быстро перенимаются у соседа, дополняются и развиваются в творчестве коллектива. В такой напряженной, импульсивной работе многих что-то утверждается, а что-то отбрасывается, складывается и закрепляется система, оттачивается вкус отдельного мастера и всех вместе.

В четвертой форме — деятельность художественного промысла представляет мастерская с производственным оснащением, механизацией подсобных работ; народный мастер в своей творческой деятельности здесь значительно связан тиражированием образцов и принципами промышленного планирования, что заметно подавляет творческую волю народного мастера. Он перестает выступать как творец и носитель культурной традиции, часто превращаясь в безликого копииста безликих изделий. С очевидностью такая мета-19

морфоза предстает там, где живые очаги народного искусства пытаются превратить в фабричное производство.

В четвертой форме развития народного искусства — в мастерских — из-за отсутствия научных методов организации и часто потребительского отношения к традиции все больше и больше теряется народный характер творчества, но не перестают, тем не менее, оставаться народными школы традиционного мастерства. Всегда сохраняется и в этой ситуации потенциальная возможность, при соответствующих условиях, их полноценного возрождения. Ярким примером этого в истории являются Палех, Хохлома и другие.

Каждая форма отражает свой уровень системы народного искусства, в каждой действуют законы традиции и коллективности, формирующие культурную память. Все четыре формы определяет общая структура творчества, но в каждой индивидуальное начало, личностное выступает в разных качествах и связях с коллективным».

Народное искусство живет веками; его навыки традиционно переходят из поколения в поколение, претерпевая лишь частичные изменения. В современном мире оно, несмотря на распад многих традиционных форм производства и бытования его изделий, сохранило свои характерные черты и традиции — в русской игрушке, в обработке дерева, металла, в росписи, вышивке, кружеве, керамике и т. д.

Выше мы уже говорили о том, что с расширением промышленного производства возникает художественная промышленность.

Художественная промышленность — это промышленное производство серийных и массовых художественных изделий, сочетающих утилитарные и эстетические качества, составляющих существенную часть бытовой материальной и художественной культуры общества. Областью художественной промышленности является производство предметов быта: посуды, мебели, тканей, ковров, одежды, обуви, игрушек, ювелирных украшений и др. Многие из них выступают в качестве собственно художественных произведений и могут быть отнесены к декоративно-прикладному искусству (например, многие изделия фарфоровых заводов: им. Ломоносова, Дулевского, Дмитровского). Наряду с методами декоративно-прикладного искусства в сфере производства использу

1

Народные мастера. Традиции, школы. Вып. 1. Сборник статей / под ред. М.А. Некрасовой. — М.: Изобразительное искусство, 1985. С. 12.

ются методы дизайна (особенно в проектировании мебели, осветительной арматуры и пр.): его развитие предоставляет возможность придать художественные качества изделиям промышленности (не только легкой). Однако традиционно к художественной промышленности относится лишь то производство, высшей целью которого служит создание произведений искусства и которое осуществляет промышленное тиражирование художественных образцов. Исторически оно появляется рядом с художественным ремеслом в период развития машинного производства, что влечет за собой постепенное снижение эстетического качества изделий, дошедшее в XIX в. до критической точки. Во избежание порчи продукции уже на мануфактуры (XVI-XIX вв.) приглашался специалист-художник, а с возникновением дизайна на производство приглашался художник-дизайнер. Постепенно разрыв между ручной и машинной продукцией преодолевался. В современных условиях постиндустриального общества и консюмеризма (общества потребления) роль эстетического фактора повышается.

Говоря о декоративно-прикладном искусстве, нельзя не затронуть такое определение как декоративность, которое произошло от латинского decoro — украшаю. Декоративность — качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем и выступающая как одна из форм выражения красоты. В той или иной мере декоративность проявляется во всех видах пространственных искусств (архитектура, ДПИ, дизайн, скульптура, живопись, графика, фотография и др.), а в декоративно-прикладном искусстве служит главной формой выражения содержания и художественной образности.

Первичный смысл декоративность приобретает в орнаменте, в основе которого — предметная форма; она постепенно превращается в символ, который в свою очередь — в декоративный мотив (круг солнца, линия волны или змеи, рог козла, позвонок барана, лист, цветок, конь, рыба, птица, «мировое древо» и Т.Д.).

Второй свой смысл декоративность получает в процессе синтеза искусств, связи с окружающей предметно-пространственной средой через отношения частей и целого. Украшающий узор (или изображение), видоизменяясь по форме, пронизывается идеей украшаемого предмета, что придает предмету боль

1

Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / под общ. ред. А.М. Кантора. М., 1997. С. 665.

шую красоту и цельность. Так, узор или рисунок, украшающие прялку, вазу, ткань и т. п. видоизменяются, сочетаясь с целым, укладываются в границы предмета, отвечают его пропорциям, следуют его членениям, ритму и назначению, в результате приобретают свою тему, особый композиционнопластический строй, стилизованный характер.

Декоративно оформленное изделие может и само выполнять декоративную функцию и соответственно строиться как украшение по отношению к другому целому, к архитектуре и природному окружению. Например, скульптура в романском или готическом соборе вытягивается или уменьшается в своих пропорциях, переламывается на переходах от одной стены или архитектурной детали к другим, обращается ко всем окружающим предметам, ищет с ними союза, родства или контрапункта, полифонически согласуется с ними. Из такого «диалога» орнамента с предметом, предмета или изображения с архитектурой рождается декоративная форма произведения, приобретающая преображенный, условный, орнаментальный, метафорический характер. В разные эпохи и у разных народов такая взаимосвязь приобретает свои черты.

В структурном отношении декоративность выступает в двух качествах:

  • — как внутренняя декоративность, органически присущая конструкции, композиции, форме;
  • — и внешняя декоративность («декор») — дополнительное украшение.

Предмет становится декоративным благодаря своим внешним связям, которые одновременно касаются его собственных структурных характеристик. Так, в ювелирном искусстве мастер не только создает форму как украшение, но и стремится достичь ее завершенности, благодаря чему внутренняя и внешняя декоративность встречаются, синтезируются. Качество декоративности требует особых приемов и типа художественно-образного мышления.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна