Лекция на тему «Симфоническое творчество Антонина Дворжака»
Трудно сказать, какому жанру музыкального искусства Антонин Дворжак отдавал предпочтение. Автор десяти опер, ряда кантат и ораторий, он с не меньшей, если не с большей активностью работал в области инструментальной музыки. В его наследии, если считать и ранние произведения, при жизни композитора не опубликованные, девять симфоний, три сольных инструментальных концерта (для фортепиано, скрипки, виолончели), ряд увертюр, рапсодий, танцев (в том числе два цикла «Славянских танцев»), пять симфонических поэм, четырнадцать струнных и фортепианных квартетов, пять квинтетов, шесть трио и других камерно-инструментальных сочинений; следует еще добавить множество фортепианных циклов и отдельных пьес.
Инструментальная музыка Дворжака отмечена глубиной содержания и художественным совершенством. Редкая мелодическая щедрость и эмоциональная непосредственность при строгой логичности в разработке музыкального образа и тщательной отделке деталей; огненный темперамент, зажигательные ритмы в сочетании с интимной задушевностью, ласковой сердечностью; чистота голосоведения с применением певучих подголосков, что так свойственно славянской музыке; тонкость и гибкость гармонического письма, мастерское использование напевных свойств инструмента, оркестровое полнозвучие при разностороннем выявлении тембровых оттенков — таковы, в целом, особенности инструментального творчества Дворжака. В течение долгих лет он писал непрограммные сочинения, подтвердив своим творчеством огромные выразительные возможности содержательной, образно-конкретной музыки. Он доказал нестареющую жизнеспособность классических сонатно-циклических форм, хотя со свойственной ему широтой художественных взглядов не отвергал средства выразительности листо-вагнеровской поэмности. Точно так же он относился к возможностям программной музыки, к которой, правда, до последнего своего творческого периода реже обращался (Напоминаем, что его последние симфонические произведения — три увертюры и пять симфонических поэм — программные). Но, по сути дела, нельзя провести четкого водораздела между его программными и непрограммными произведениями, ибо содержательность, яркая образность и тех и других сочинений вызывает нередко у слушателя конкретные представления и ассоциации. Исключительную творческую изобретательность обнаруживает Дворжак в разработке принципов сонатного allegro, что способствует острому выявлению драматического конфликта. Эту форму он чаще всего использует в крайних частях, причем трактует ее очень свободно (см. крайние части Четвертой или финал Пятой симфонии). Образное содержание этих частей многосторонне, но преобладает драматизм; широко отражены и сферы лирические, эпические или героические. Вдохновенна музыка средних частей сонатно-циклических сочинений Дворжака как камерно-инструментальных, так и симфонических. Здесь полней всего высказывается непосредственная и чуткая душа большого композитора и человека. Наконец, неповторимым своеобразием отмечены его энергичные и темпераментные скерцо, использующие ритмы чешских народных танцев, преимущественно фурианта. С 1865 по 1893 год Дворжак написал девять симфоний. На протяжении начального десятилетия были созданы первые четыре произведения, которые взыскательный автор отказался опубликовать (изданы после его смерти). В 1875 году он написал Пятую симфонию (исполнена в 1879 году), но напечатана она была в частично обновленной редакции лишь в 1888 году как Третья симфония F-dur ор. 76. Далее последовали: Первая симфония D-dur ор. 60 (фактически шестая, 1880, исполнена в 1881, издана в 1882), Вторая d-moll ор. 70 (фактически седьмая, 1884, исполнена в следующем году, тогда же издана), Четвертая G-dur ор. 88 (фактически восьмая, 1889, исполнена в 1890, издана в 1892), Пятая e-moll ор. 95 (фактически девятая, 1893, тогда же исполнена, издана в 1894).
По содержанию Третья и Первая симфонии родственны: они выражают радостные настроения, эмоционально открытую, непосредственную лирику, веселье. Но в Третьей преобладают пасторальные мотивы, особенно в первой части, тогда как Первая по складу своему более мужественна и энергична. Образы чешской земли, национальные интонации и ритмы ярко запечатлены в обоих произведениях. Примечательно далее, что во второй части Третьей симфонии использованы выразительные приемы «думы», а юмор скерцо предвосхищает «Славянские танцы». В Первой же симфонии — впервые в симфонической литературе — третья часть обозначена как «фуриант». Характерно также для зрелого Дворжака стремление объединить цикл «сквозным» тематизмом. Вторая симфония передает патриотические образы в героико-драматическом плане. Незадолго до того написанные кантата «Наследники Белой горы» и «Гуситская увертюра» близки ей по содержанию. Более того, в первой и последней части симфонии даже использована стремительная главная тема этой увертюры; отголоски гуситских гимнов слышны и во второй части. В целом симфония звучит как взволнованный гимн родине, а своим тревожно-драматическим тонусом она предвосхищает Пятую симфонию Дворжака. В то же время его Четвертая симфония скорее примыкает к образному строю Первой.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.