Лекция на тему «Моцарт. Творческий облик»
Творчество Моцарта выделяется ранним расцветом дарования, разнообразием жанров и образов. В своем творчестве Моцарт развивает традиции Венской классической школы. У него ярко проявились характерные черты Венской классической школы:
1. Он работает в гомофонно-гармоническом стиле, но широко использует и полифонические приемы.
2. Ведущими жанрами у него являются: симфония, соната, трио, квартет, квинтет, концерт, опера.
3. В его произведениях строгие, логичные, четкие формы: 3-4х частные сонатно-симфонические циклы, сонатная, 3-х частная формы, рондо, вариации.
4. Ведущие принципы развития: принцип контраста, тональное, мотивное развитие.
5.В гармонии он опирается на тонику, субдоминанту, доминанту.
6. Характерна квадратность, симметричность в строении тем, яркие каденции.
7. Фактура у Моцарта разнообразная, но часто светлая, прозрачная, преобладает 3-х голосие.
В то же время, Моцарт делает следующий шаг в развитии классических жанров. Его произведения богаче, разнообразнее по образам, содержанию, чем сонаты и симфонии Гайдна. Моцарт значительно обогащает жанры сонаты, симфонии, оперы, вносит в них много нового. Он создает новый тип сонат и симфоний: лирико-драматические. У него встречается нетрадиционное строение сонат. Например, в сонате Ля мажор I часть написана в спокойном темпе, в форме вариаций. У Моцарта новое понимание симфонического цикла:
1. Он драматизирует симфонический цикл. Обращается к человеческой личности, показывает сложный душевный мир человека.
2. Усиливает контраст между темами, вводит внутритематический контраст (тема I эпизода в фантазии, главная партия I части сонаты до минор).
3. Его разработки более драматичны, активны по развитию.
4. Моцарт драматизирует «Менуэт», у него это не просто танец, а суровая, драматическая пьеса.
5. Использует сонатную форму не только в первой части, но и в медленной части (IIч.), в финале (IVч.). Например, в симфонии №40 соль минор.
Много нового вносит в оперу. Создает новые жанры: на основе оперы buffa пишет лирическую комедию «Свадьба Фигаро», психологическую драму «Дон Жуан». На основе оперы зингшпиль пишет филосовскую сказку «Волшебная флейта». В операх Моцарт дает героям яркие, разносторонние характеристики, добивается реалистического показа жизни. Много нового у него и в строении оперы:
1. В одной опере сочетает черты разных жанров.
2. Стремится к единству музыки и драмы.
3. Использует лейтмотив (тема Командора в опере «Дон Жуан»), использует характеристику героев через определенный жанр, определенный круг интонаций.
4. Расположение номеров подчинено не традициям, а развитию действия («Свадьба Фигаро» начинается с двух дуэтов, первая характеристика главным героям дается не в ариях, а в дуэтах).
5. Индивидуализирует партии в ансамблях.
Появление у Моцарта новых типов произведений связано с тем, что Моцарт обращается к психологическому миру человека. Он старается показывать жизнь и характеры своих героев разносторонне, многогранно. У него много произведений светлых, поэтичных, изящных. Но есть и драматические, даже трагические произведения. Например, опера «Дон Жуан», фантазия и соната до минор, «Реквием» (заупокойная, похоронная месса). Музыка Моцарта истоками уходит в народную немецкую музыку, но он не цитирует народных мелодий. Его связь с народной музыкой сложнее, на уровне интонаций, ритмов, гармоний. Основным выразительным элементом его музыки является песенная мелодия, в которую естественно вплетаются поющие украшения и пассажи. Моцартовская мелодия отличается пластичностью, утонченностью. Часто встречаются хроматизмы (побочная партия I ч. симфонии №40). Многие мелодии активного, мужественного характера строятся по звукам разложенных аккордов, например, главная партия I ч. сонаты до минор. У Моцарта усложняется гармонический язык, встречаются более сложные, чем у Гайдна, модуляции, отклонения, энгармонические замены. Творчество Моцарта — это важный этап в развитии Венской классической школы.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.