Выставка «А.С. Пушкин. Жизнь и лира»
17 мая в 16:00 в художественном отделе Вологодского кремля состоится открытие выставки «А.С. Пушкина. Жизнь и лира» из фондов Государственного музея А.С. Пушкина (Москва).
В 2024 году исполняется 225 лет со дня рождения Пушкина, имя которого давно стало синонимом русского языка и русской культуры. Выставочный проект, подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина, приурочен к этой знаменательной дате. Он дает уникальную возможность жителям Вологды познакомиться с собранием московского пушкинского музея, включающим в себя материалы, связанные с жизнью и творчеством поэта, с его эпохой и посмертной славой.
В первом разделе выставки демонстрируются материалы биографического характера. Поэт, принадлежавший к старинному дворянскому роду, родился в 1799 году в древней столице России — Москве. В 1811–1817 годах он учился в Царскосельском Лицее, после — жил в Петербурге. В этот период им написана поэма «Руслан и Людмила», работа над которой закончилась в 1820 году. В том же году за вольнолюбивые стихи Пушкин был удален из Петербурга на юг России, где создал романтические поэмы «Кавказский пленник» и «Бахчисарайский фонтан». Формально поэт не был сослан: его отъезду был придан характер служебного перевода. С семейством прославленного генерала Н.Н. Раевского в 1820 году Пушкин путешествовал по Крыму и Кавказу, затем уехал в Кишинев.
В 1823 году он получил назначение в Одессу, а в 1824-м был отправлен в новую ссылку, в «глухую деревню» Псковской губернии — родовое имение Пушкиных, село Михайловское. В михайловской ссылке Пушкин завершает работу над поэмой «Цыганы», пишет несколько глав романа «Евгений Онегин», трагедию «Борис Годунов», десятки стихотворений. В 1826 году поэт был возвращен из ссылки новым царем Николаем I. Пушкин приехал в Первопрестольную во время коронационных торжеств. Москвичи устроили ему восторженный прием — он находился в зените своей славы. Один из современников писал: «Завидую Москве. Недавно она короновала императора, теперь коронует поэта». В 1831 году Пушкин обвенчался с первой московской красавицей Натальей Гончаровой и начал семейную жизнь. В 1830-е он жил в Петербурге — городе, с которым были связаны годы его юности и годы творческой зрелости, наивысшего напряжения духовных сил и житейских невзгод. «Град Петров» неоднократно воспет им в стихотворениях, поэмах и прозе. В 1837 году на дуэли с кавалергардом Жоржем Дантесом Пушкин был смертельно ранен, защищая честь жены и свое имя, которое, по его словам, «принадлежало России».
В этом разделе экспозиции представлены изображения самого Пушкина и его родителей, портреты современников — литературных единомышленников и противников, друзей и недругов. Каждому из них поэт посвятил стихотворное или прозаическое послание, иногда всего несколько строк — восхищения, любви, дружеской привязанности или откровенной неприязни. Пушкинские строки, сопровождающие портреты, помогают нам лучше понять и личность каждого из изображенных, и характер их отношений с Пушкиным. В акварелях, гравюрах, литографиях и живописных полотнах перед нами предстает Россия первой трети XIX века. Здесь можно видеть родину Пушкина — «премилую старушку» Москву, Царское Село, Петербург, Крым, Кавказ, Одессу… Атмосферу эпохи помогают почувствовать прижизненные издания пушкинских произведений и предметы декоративно-прикладного искусства.
Следующий раздел составили иллюстрации, эскизы костюмов и декораций, выполненные художниками ХХ столетия и нашими современниками, а также издания пушкинских произведений, увидевшие свет в XIX — ХХI веках.
К поэме «Руслан и Людмила», роману в стихах «Евгений Онегин», повестям «Пиковая дама» и «Дубровский», трагедии «Борис Годунов» и другим пушкинским произведениям обращались многие художники, чьи имена вошли в золотой фонд русской иллюстрации. На выставке представлены работы А.З. Иткина, Е. И. Куманькова, Т.А. Мавриной, В.А. Милашевского, И.Ф. Рерберга, М. С. Родионова, Е.П. Самокиш-Судковской, В.Г. Траугота, В.И. Шухаева и других художников. Каждому из них были свойственны острота и зоркость наблюдений, умение увидеть в литературных героях живых людей во всей их психологической сложности. Вместе с тем они несут на себе печать своего времени, так как каждая эпоха находила в гении Пушкина то новое и животрепещущее, что было ей созвучно. Работы современных художников свидетельствуют о том, что в настоящее время продолжаются поиски новых путей осмысления пушкинского наследия, новых средств выразительности, новых художественных приемов.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.