Сложно встретить человека, который никогда не слышал скрипки или хотя бы о скрипке. И это неудивительно, ведь ее история насчитывает вот уже более пяти веков, на протяжении которых этот инструмент считается, пожалуй, самым изысканным и утонченным, при этом требующим точной настройки и бережного отношения. Инструмент-аристократ, королева оркестра, инструмент ангелов или дьявола — вот лишь немногие прозвища, которые получила скрипка. Звучание скрипки настолько выразительно, что способно передать всю гамму чувств исполнителя или композитора, вызвав при этом настоящие и глубинные эмоции у слушателей. Тембр звучания скрипки зависит от мастерства исполнителя и выбора струн: для басовых характерен густой, насыщенный и «строгий» звук, для средних — мягкий и бархатистый, для струн верхнего регистра — яркий и звонкий.
Скрипка отлично звучит с духовыми инструментами, клавишными и другими струнными. В симфоническом оркестре скрипки образуют почти треть состава, при этом первые скрипки играют верхний голос или мелодию, вторые — нижний или аккомпанируют.
История
В качестве далеких предков скрипки можно рассматривать индийскую лиру, польскую скрипицу (ребеку), русскую скрипель, арабский ребаб, британскую кроту, казахский кобыз, испанскую фидель. Благодаря этим инструментам струнные получили свое развитие, в том числе и скрипка. Это сейчас скрипка считается благородным инструментом, а ведь первоначально это был инструмент бедняков — на ней играли крестьяне и бродячие артисты.
По-настоящему аристократичным этот инструмент стал в конце XVI века, когда Карл IX заказал скрипки для своих дворцовых музыкантов. С тех пор началось триумфальное шествие скрипки. Концерты для скрипки можно встретить среди произведений почти всех гениальных композиторов, среди которых Моцарт, Вивальди, Чайковский, Брамс, Дворжак, Хачатурян, Мендельсон и многие другие.
В настоящее время скрипку можно услышать не только в классическом оркестре, но и в таких музыкальный жанрах, как джаз, кантри, рок- и поп-музыка.
Особенности строения скрипки
Скрипка — это достаточно сложный инструмент в плане его изготовления, требующий скрупулезности и мастерства. Инструмент состоит более чем из 70-ти деталей, многие из которых деревянные, а дерево, как известно, требует серьезного подхода к выбору, обработке и последующему уходу. За многолетнюю историю существования скрипки, мастера применяли для ее изготовления различные виды древесины: ель, клен, ольха, липа, тополь, груша, акация, орех, экспериментируя и пытаясь найти лучшее звучание. Лучшим материалом для скрипки считаются деревья, выросшие в горах. Обусловлено это тем, что они имеют повышенную устойчивость к перепадам температуры и влажности.
Для скрипки большое значение имеет лак. Он не только определяет внешний вид инструмента, но и обеспечивает ему долговечность и сохранность звучания.
Элементы скрипки и аксессуары.
Корпус. Состоит из верхней и нижней дек, соединенных обечайками. На верхней деке расположены звуковые отверстия длиной 76-78 мм.
Шейка, на которую крепится гриф. Именно за шейку держат скрипку во время игры.
Гриф, изготавливаемый обычно из черного дерева.
Верхний и нижний порожки. Верхний предназначен для прохождения струн над грифом и колками, нижний — для крепления подгрифника, который плавного перегибается через него.
Подгрифник, который отвечает за звучание струн, изготавливается из твердой древесины и крепится посредством жильной или синтетической петли за специальную пуговицу. Если подгрифник тяжелый, а длина петли подобрана неверно, то струны будут дребезжать. Поэтому петлю необходимо выбирать синтетическую и обязательно с возможностью регулировки, а подгрифник — углепластиковый со встроенными машинками. Для настройки скрипки используют подгрифники с квинтовыми машинками для любого типа струн, но такие подгрифники являются тяжелыми. Для металлических струн подойдет металлический подгрифник, для жильных — деревянный. Оптимальный вариант: подгрифник из черного дерева, на котором установлены две квинтовые машинки.
Струны. Для скрипки струны изготавливают из различных материалов, самым популярным из которых является сталь. Именно стальные струны дают чистый звук. Хотя они и являются довольно жесткими, но играть на них проще.
Канифоль, которая индивидуально подбирается для струн. Например, для стальных струн подходит твердая жесткая канифоль. Непосредственно перед использованием новой канифоли волос смычка необходимо протереть спиртом.
Обечайки, представляющие собой шесть деревянных пластинок, выгнутых по форме дек.
Колки, предназначенные для натяжения струн. Колки и их отверстия должны иметь одинаковую конусность, легко вращаться и не выходить за пределы колковой коробки.
Подбородник — специальное приспособление для расположения скрипки между подбородком и плечом и располагается непосредственно под подбородком, что и следует из названия. Бывает глубоким, плоским, высоким и низким — выбор зависит от высоты расположения над декой, кривизны поверхности инструмента, расположения поверхности для крепления. Подбородники могут располагаться слева от подгрифника или по центру инструмента.
Мостик, который также используется для фиксации скрипки между подбородком и плечом музыканта и опирается о плечо. Качественным мостиком считается тот, который можно выгибать, подстраивая его форму под свое плечо.
Подставка. Она должна быть идеально ровной и тонкой, от этого зависят полнота и тональность звука. Чем тверже дерево, из которого она изготовлена, тем тоньше может быть подставка.
Смычок — неотъемлемый элемент игры на скрипке. Как и скрипка, смычки могут быть разных размеров. Смычок состоит из деревянной трости и волоса. Волос смычка должен быть натуральным, то есть, конским, лучше белым. В качестве бюджетного варианта можно использовать синтетические материалы, но лишь на начальном этапе обучения.
Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.