Методика создания художественной самодеятельности
Художественная самодеятельность представляет собой большое общественное явление в жизни нашего народа. Исходя из содержания и воспитательного назначения художественной самодеятельности ее следует определить как организационно-оформленное художественное творчество широких масс в различных областях искусства. Это творчество не является основным видом их занятий (профессий), а выполняется в часы досуга. Искусство призвано служить источником радости и вдохновения для миллионов людей. Чем сильнее чувство эстетической радости и наслаждения, доставляемое искусством, тем выше его воспитательная и познавательная ценность.
Многие люди хотят не просто наслаждаться художественными произведениями, но и практически заниматься пением, музыкой, живописью, танцами, участвовать в работе драматического коллектива. И задача художественной самодеятельности как раз и заключается, в том, чтобы помочь массам выявить свои художественные задатки, развить их способности путем предоставления каждому человеку реальной возможности для достижения этой благородной цели. Поэтому в самодеятельные коллективы надо привлекать не только одаренных, но всех желающих, в особенности молодежь. Участие в творческом процессе самодеятельных художественных коллективов усиливает социальную активность человека. Сам факт, что человек отдает искусству свободной время и сумел достигнуть в художественном творчестве известных успехов, свидетельствует, что он взял на себя нелегкую обязанность развивать свои художественные способности и нести людям радость. Немаловажное психологическое значение имеет и тот факт, что нередко самодеятельные артисты хорошо знакомы зрителям по совместной работе и восприятие их выступлений в качестве певца, танцора повышает социальный престиж и усиливает воспитательную функцию художественной самодеятельности.
Основные принципы организации художественной самодеятельности.
1. массовость и доступность.
2. Учет индивидуальных особенностей участников коллектива.
3. Систематичность и планомерность занятий.
4. Сочетание и взаимодействие учебно-творческой и воспитательной работы.
5. Ведущим средством творческого процесса является репертуар.
Учитывая эти принципы существует методика создания коллективов художественной самодеятельности.
Вот основные ее этапы:
1. Изучение запросов и интересов населения с целью определения какой коллектив художественной самодеятельности создать, организовать.
2. Состояние материальной базы (подготовка помещения, музыкальное оснащение и т. д.).
3. Пригласить квалифицированного руководителя (требование: высшее образование, стаж работы 3 года).
4. Организовать набор в коллектив участников (реклама).
5. Подготовить программу-план по которому будут заниматься участники данного коллектива.
6. Составить график занятий.
7. Выбрать старосту.
8. Начать учебно-творческий процесс.
9. Итоги работы коллектива — концертная деятельность.
Как пример рассмотрим методику создания детского хореографического коллектива.
Прежде чем создать коллектив, необходимо определиться, в каком направлении, жанре он будет работать.
Организационная деятельность проводится и осуществляется педагогом хореографического коллектива совместно с администрацией.
а) Подготовка к работе с танцевальным коллективом: проводится агитационная работа, афиширование; если есть основной состав, проводятся показательные выступления, концерты, т. е. делается все, чтобы заинтересовать как можно больше детей и родителей, чтобы их потянуло к этому виду искусства.
б) Подготовка помещения: занятия проводятся в специальном классе. Необходимы зеркала, станки. Диаметр станка 6 см. Расстояние от пола до 1-го станка от 85 до 95 см; между 1-ой и 2-ой палкой 20-25 см. Расстояние от стены до палки 15-20 си. Зеркала — 60 см от пола; вентиляция; раздевалки; душевые; костюмерная, а так же желательно обеспечить тренировочной формой и обувью.
в) Комплектование коллектива. Создание коллектива: выбор направления коллектива.
Сейчас распространены коллективы: классического, народного, бального и эстрадного направлений.
Далее проводится общее собрание, на котором зачитываются требования конкурсного просмотра.
Проводится конкурсный просмотр:
1тур. Внешний вид.
2турФизические данные: осанка, шаг, выворотность, работа стопы, гибкость.
3турПроверка чувства ритма и музыкальности.
4 турТанцевальная импровизация.
д) Формирование групп с учетом возрастных особенностей и способностей (в группе должно быть не менее 15 и. не более 30 человек).
е) Проводится вводное собрание, на котором с родителями обговаривается все, даже маловажные детали, выбирается родительский комитет, обговариваются дни и время занятий.
Большое значение в создании и деятельности коллективов художественной самодеятельности играет руководитель коллектива. Так как социально — педагогический смысл худ. самодеятельности в органичном сочетании художественно-исполнительском и воспитательном процессе, решение этой задачи осуществляет руководитель коллектива. Руководитель является учителем, педагогом, т. к. должен научить, развить творческие способности участников, он должен еще воспитать в участниках нравственно-этическую культуру. Поэтому к руководителю предъявляются следующие требования:
1. Профессионализм (высшее образование и стаж работы не менее 3 лет).
2. Организаторские способности.
3. Высоко-художественный вкус.
4. Чувство нового, современного, актуального
5. Умение планировать деятельность коллектива.
6. Быть постановщиком, репетитором.
7. Быть воспитателем.
Руководитель занимается организацией деятельности коллектива, организует учебно-творческий воспитательный процесс, и концертную деятельность.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.