Специфика работы звукорежиссера
«Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Музыка — величайшее искусство, искусство точное, искусство, которое учит нас тому, что ничтожные доли секунды, ничтожные изменения ритма рождают фальшь. Музыка как форма учит нас мастерству, музыка как содержание учит нас взволнованности, вдохновению. Музыка нас учит услышать то, что в нашем театральном обиходе называется атмосферой спектакля, то, что воспринимается как внутреннее зерно, как несказанный смысл, то, что заражает, что поселяется в душе, что продолжает расти, расцветать в сознании и в сердце», подчеркивал известный режиссер Ю.А. Завадский. Эти слова, отмечает Г.В. Григорьева, подтверждают то положение, что музыка в театре, » не теряя принадлежности к музыкальному искусству, в то же время является частью искусства театрального, то есть она подчиняется логике как музыкального развития, так и законам построения драматического спектакля» [8, c. 57]. Звукорежиссер — это творческая профессия, связанная с созданием звуковых художественных образов, формированием звуковой палитры и драматургической концепции произведения, созданием новых звуков и их обработкой. Профессиональный звукорежиссер, как правило, имеет музыкальное образование, владеет техническими аспектами профессии, хорошо знает физические особенности звука, разбирается в музыкальной психоакустике. Звукорежиссер производит запись, воспроизведение, обработку, сведение звуковых компонентов с помощью технических средств звуковых студий. Эта профессия востребована в первую очередь в театре, киноиндустрии, производстве музыки и аудиоспектаклях, но также может встречаться и в таких областях как радио и телевидение, в проведении 47 концертов, обработке (реставрации) звука, оформлении звуком интернетсайтов. Самое интересное в работе театрального звукорежиссера — это то, что в его работу входит не только качественное озвучивание спектакля и проведение спецэффектов, позволяющих наиболее ярко передать особенности драматургии спектакля, но и при помощи этих эффектов создавать звуковой образ. На сегодняшний день звукорежиссер театра все чаще является звуковым дизайнером спектакля и при помощи различной звуковой техники способен творить чудеса. «Мертвые души» — это новое музыкально-драматическое произведение композитора А. Пантыкина и поэта К. Рубинского, созданное по мотивам одноименной поэмы и ряда других произведений Н.В. Гоголя. Премьера на сцене Свердловского театра музыкальной комедии в Екатеринбурге стала его первым сценическим воплощением, мировой премьерой. Театральные критики отмечали, что представленная на суд зрителя в «Год Гоголя», эта работа ни в коей мере не являлась данью юбилею писателя. По их мнению, соединение мотивов гоголевских произведений и смелых фантазий авторов привело к появлению самобытного музыкально-поэтического сочинения. Неординарность авторского замысла «читается» уже на уровне определения жанра спектакля — «гоголь-моголь в 2-х актах». Создатели «Мертвых душ» смогли найти золотую середину между современной стилистикой, истинной театральностью и культурной рефлексией, что делает постановку в равной степени интересной широкой публике и профессионалам. «Мертвые души» — сочинение в наибольшей степени гармоничное, глубоко продуманное и профессионально осознанное. Для каждого из соавторов оно — несомненная удача. А. Пантыкин демонстрирует совершенно новый музыкальный язык — богатый и сложный, ассоциативный, полный иронии и живого чувства. При этом композитор, «оформляя произведение как серьезное авторское высказывание, скрепляет его нерушимой музыкальной 48 драматургией». К. Рубинский, с одной стороны, выступает как» талантливый стилизатор, сумевший сохранить аромат гоголевского текста, с другой — как незаурядный литератор», создающий в полной мере «авторское» произведение: «ажурное, легкое, искрящееся юмором поэтическое полотно, наполненное глубокими смыслами, неожиданными культурными и литературными ассоциациями» [59]. Обозначая жанр спектакля как «гоголь-моголь», создатели констатируют: «Мертвые души» — это «не инсценировка, не пересказ театральным языком одноименной поэмы классика. Мотивы не одного, а сразу нескольких произведений Н. Гоголя послужили толчком для авторской фантазии, и в результате родилось новое самобытное произведение — с собственным сюжетом, драматургией, системой персонажей и образов» [59]. Рассмотрим сюжет спектакля. В губернию N, населенную, на первый взгляд, знакомыми по «Ревизору» и «Мертвым душам» персонажами, прибывает господин Чичиков. Прибывает не сам по себе, а «по наущению» своего наставника в «авантюрных делах» господина Хлестакова. В отличие от гоголевского этот Чичиков молод, хорош собой и любой ценой хочет «выйти в дамки». Однако уже к финалу 1 акта становится ясно: местная «верхушка» под предводительством Губернатора прекрасно подготовилась к визиту «заезжего плута» и ведет собственную игру. Как видно из сказанного, авторы погружают зрителей в мир Гоголя и, в то же время, сразу уводят от хрестоматийного сюжета [59]. Во второй части сюжет приобретает детективный характер — все здесь уже совсем «не по Гоголю», и даже «набожная» губернаторская дочка окажется совсем не той, за кого ее принимают. «Облупив и облапошив» всех, включая родного папеньку, кроткая Лизонька предстанет перед зрителем достойной ученицей Хлестакова, а Чичикову окажется парой «под стать». Фарс, азартно и с юмором разыгрываемый всеми участниками спектакля, оборачивается тоже «двойной игрой». Параллельно основному сюжету развивается лирико-философская тема, заданная самим Гоголем — в окружении 49 бесплотных душ-ангелов собственным «духовным» путем движется Селифан — возница Чичикова. Именно он, «напитавшись духом книги», в финале, наконец, сложит-прочтет главную фразу-вопрос: «куда несешься ты?»… [59]. Премьера спектакля состоялась 30 октября 2009 года. «Мертвые души» А. Пантыкина и К. Рубинского вызвали у публики огромный интерес задолго до дня премьеры — специалисты квалифицировали новое произведение как дерзкую и успешную попытку создания совершенно нового жанрового направления в российском музыкальном театре. По определению А. Пантыкина, «Мертвые души» — это light opera. Сегодня жанр мюзикла ушел далеко вперед от классического, традиционного начала, стал обретать новые, близкие к оперным, формы, поэтому, считают музыкальные критики и музыковеды, возникла необходимость в появлении более точного, определенного названия появившегося жанра. Для того, чтобы яснее понять почему термин именно light opera, стоит сравнить два жанра — оперу и мюзикл, и найти сходства и различия. Опера — союз музыки и драмы — это один из самых популярных музыкальных жанров. Обращаясь к нему, композиторы прошлого считали, что понимание оперной музыки доступно каждому, так как этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Одной из основных частей оперы является ария. Значение этого слова близко к значению слова «песня», «напев». Средством характеристики героев (при этом не имеющим аналогий в драме) является ансамбль. Оперные ансамбли могут быть очень разными по количественному составу: от двух голосов до десяти. Мюзикл — жанр, появившийся в ХХ веке, в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и т. д. Мюзикл обращается к своей аудитории языком современной бытовой и эстрадной музыки, который знаком каждому. В мюзикле отсутствуют развернутые многоэпизодные финалы актов, доминирует 50 песенная форма, ансамбли редки, зато часто встречаются сцены солиста или нескольких солистов с хором, пишет Г.В. Григорьева [8]. В большинстве мюзиклов литературный уровень в значительной степени определяется тем обстоятельством, что в качестве их сюжетной основы принято брать известные, а иногда выдающиеся произведения классической и современной литературы. Первоисточниками лучших мировых мюзиклов стали сочинения Т. Плавта, У. Шекспира, М. Сервантеса, Ф. Вольтера, Ч. Диккенса, Б. Шоу, Ф. Мольнара, С. Шолом-Алейхема, Ю. О`Нила, а также современных американских писателей — Т. Капоте, Т. Уайлдера, Э. Райса, М. Андерсона и других. Лучшие либретто мюзиклов отличаются интересной проблематикой, оригинальными характерами, блестящими диалогами, эффектными кульминациями. Мюзиклам свойственна насыщенность действием. Этому подчиняется все: каждая реплика и музыкальный номер, любое танцевальное движение и комическая реприза. Вокальные и танцевальные сцены должны непосредственно вырастать из действия и его развивать. Они должны быть необходимы, то есть внутренне мотивированы. Форма и драматургия спектакля А. Пантыкина и К. Рубинского приближены к оперным традициям. Здесь четко разработанная система лейтмотивов, и главное — минимум прозаического текста. В ходе спектакля пластика десятков персонажей управляется ритмами и внутренней логикой музыки, что делает последнюю видимой. Мелодика и метроритм «незамысловаты» и примитивны (несут в себе в основном звукоизобразительность). Как прием также используется «пошловатость», которая соседствует с очень смешными пародиями. Таким образом, отмечают музыковеды, «Мертвые души» — это опера с элементами эксцентрической комедии, мюзикла, оперетты, рок-оперы, классического и современного балета. Стилистически она представляет собой синтез современной вокально-симфонической музыки с элементами эстрадной, роковой, джазовой, камерной, электронной и шумовой музыки. 51 В спектакле «Мертвые души» 2 акта с двумя прологами, эпилогом и 20-тью картинами. Продолжительность 1-го акта — 70 минут, 2-го — 66 минут. Техническое решение спектакля включает в себя полный спектр задач, которые могут только стоять перед звукорежиссѐром. Это: «Музыкальное сопровождение», где используется фонограммы для артистов балета и оркестра «Шумовое оформление», применяющее различные театральные шумы (скрип двери, шум ветра, эффекты) Работа с бэк-вокалом Работа с артистами хора Работа с артистами-солистами Использование современных технологий (компьютер, цифровой пульт, микрофоны, приборы обработки звука) Решение творческих задач с режиссѐром-постановщиком, композитором и дирижѐром Мониторинг спектакля К «музыкальному сопровождению» данного спектакля относится музыкальная фонограмма, как составная часть увертюры. В 1 акте увертюра начинается со «скрипа двери» и других эффектов. Постепенно увеличивается динамика звука, а также еѐ «содержимое». В кульминации фонограммы подключается оркестр и доигрывает увертюру. Задача звукорежиссѐра заключается в том, чтобы увертюра динамично развивалась, т. к. композитор заранее не может знать с какой динамикой и уровнем громкости придѐтся работать звукорежиссѐру. Во 2 акте, увертюра начинается с оркестра, а в определѐнном месте подключается фонограмма, которая подводит к кульминационному моменту, где плавно переходит в звучание оркестра. Задача звукорежиссѐра: сделать нужную динамику фонограммы и свести еѐ с оркестром. К «шумовому оформлению» относятся разные шумы и эффекты. В основном они накладываются на оркестр, создавая определѐнную атмосферу. 52 Шумы и эффекты не должны мешать восприятию материала, а наоборот, дополнять его. В спектакле «Мѐртвые души» бэк-вокал состоит из восьми солистов хора, которые находятся в ложе. Они дополняют музыкальный материал к основному, но также и несут свою миссию. Например, в начале спектакля, «Селифан» учится читать: «к — д — н — с — ш» (рис. 4.1). Задача звукорежиссѐра озвучить бэк-вокал, как будто, «Селифану» слышатся эти буквы, а он их повторяет. Для этого используются приборы обработки звука: «Hall» и «Delay». Рис. 4.1. Театр музыкальной комедии один из немногих театров, где артисты хора не имеют статических функций, а исполняют роли как артисты-солисты. Работа с артистами является самой главной и ответственной, ее можно сравнить с работой пилота воздушного судна, где пассажиры доверяют свою жизнь лѐтчику. Артист, работающий в микрофон и не доверяющий звукорежиссѐру, обречѐн на провал, т. к. в руках человека у пульта его голос, состояние, нюансы и многое другое. Зрители приходят в театр смотреть игру артистов и слушать 53 их пение, и от того, насколько им будет комфортно, будет зависеть впечатление о спектакле (рис. 4.2). Рис. 4.2. Работа с артистами хора является самой сложной, т. к. настройку микрофона необходимо проводить как с каждым отдельно, так и всем вместе. И не всегда, настраивая каждого в отдельности, можно получить хороший хоровой результат, а в процессе спектакля, уже сложно «что-то» редактировать. Артисты хора используют индивидуальные радио-микрофоны, т. к. по задаче режиссѐра они исполняют определѐнные роли и активно двигаются на сцене. Артисты-солисты также имеют индивидуальные радио-микрофоны, т. к. жанр, в котором сделан спектакль, подразумевает активное звучания оркестра и яркое озвучивание солистов. Использование радио-микрофонов снимает вопрос статичности, позволяет двигаться в любом направлении на сцене, сохраняя при этом ровный звук. Такие обработки звука, как «Hall» и «Delay», используются звукорежиссером в этом спектакле и для создания определенного образа, в нашем случае образа вселенной и потустороннего мира, например в № 7 «Селифан и буквы». При этом эффект «Delay» устанавливается в темпо-ритм оркестра, тем самым, усиливая образ. 54 Спектакль «Мѐртвы души» — это один из самых сложных спектаклей, которые идут в репертуаре театра, по техническим и творческим задачам. В спектакле задействованы: 2 цифровых микшерных пульта на 24 и 36 линий. В один приходят артисты-солисты, в другой — артисты хора, оркестр и фонограмма с различными шумами и музыкальным сопровождением. Возможности цифрового пульта здесь используются в полной мере: запоминание различных сцен; переход с одного леера на другой; компрессирование как каждого сигнала отдельно, так и группы; обработка эффекта «Delay» устанавливается по темпу оркестра. Панель индикаторов дополнительно позволяет контролировать входной сигнал и т. д. Также в работе звукорежиссера на этом спектакле используется 40-канальный аналоговый микшерный пульт, куда приходит бэк-вокал. Это 8 шнуровых микрофонов в ложе, где работает часть артистов хора. Они заведены в отдельную группу, которая проходит через внешний лимитеркомпрессор соединением «Insert» Задача заключается в том, что бы сделать нужный микс с трѐх пультов на определѐнном промежутке времени. К этому ещѐ нужно добавить обработку звука с различными эффектами и фонограммы, как с шумами, так и с музыкальным сопровождением. В спектакле также используется внешний блок эффектов «t.c.electronics M-One»; MD–проигрыватель «Tascam — MD350»; компрессорлимитер «dbx-1066». Одним из главных составляющих звука является микрофон, а точнее, радио-микрофон на гарнитуре (рис. 4.3). Такие микрофоны крайне необходимы, т. к. спектакль «живой», очень динамичный, и от того, как расположена гарнитура, также, будет зависеть качество звука. Количество гарнитур используемых в этом спектакле: Артисты-солисты — 22 шт. Артисты хора — 13 шт. 55 Надо заметить, что в силу недостатка систем, артисты хора вынуждены меняться микрофонами во время спектакля, и, естественно, всем нужны только свои настройки. Цифровой пульт решает все эти проблемы, методом запоминание сцен и своей многофункциональностью. Рис. 4.3. Мониторинг служит для того, чтобы артисты могли контролировать себя и слышать весь музыкальный материал, который идѐт в зал. Для мониторинга спектакля используются, в первую очередь, усилители мощности «JBL MPC600», акустические системы «JBL TR-225» для «прострелов» сцены и акустические системы «Community CPL23» для авансцены. Премьера спектакля в Екатеринбурге сразу стала крупным культурным явлением российского масштаба: театральные эксперты, критики и музыковеды из Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга единодушно оценили постановку как «выдающееся явление». По их мнению, высочайшее художественное качество этой работы театра гармонично по всем составляющим: блестящий авторский замысел, глубокая по мысли и талантливо изобретательная режиссура, безукоризненное музыкальное исполнение, точный 56 визуальный образ, оригинальное хореографическое решение и блистательный актерский ансамбль. Огромное впечатление спектакль произвел и на публику. Резонанс, вызванный премьерой в федеральных и региональных средствах массовой информации, был беспрецедентно велик и, очевидно, будет только увеличиваться со временем, поскольку создатели «Мертвых душ» смогли найти золотую середину между современной стилистикой, истинной театральностью и культурной рефлексией, что делает постановку в равной степени интересной широкой публике и профессионалам. Как говорят критики относительно спектакля А.А. Пантыкина «Мѐртвые души» в Свердловском государственном театре музыкальной комедии: «Роль звукорежиссера в этом спектакле очень велика. Очевидно, что новая работа театра — это крупный творческий успех» [59]. Подтверждением тому единодушное мнение ряда ведущих специалистов музыкальных театров России, высказанное в прессе.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.