Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст, возраст от 6-7 до 9-11 лет, называют вершиной детства. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.
Специфика обучения детей младшего школьного возраста исходит из возрастных особенностей детей, которые определяют способы детского восприятия и детского познания мира. В этой связи многими ведущими педагогами придается большое значение созданию радостной атмосферы в занятиях с детьми. Радость — единственная жизненная энергия, которая всегда и везде работает эффективно, и именно поэтому, прежде всего, нужна в детской педагогике. Педагог Т.Б. Юдовина-Гальперина пишет: «Главное учить так, чтобы ребенок как бы и не подозревал о том, что его учат» [28, с. 268]. Определены два правила усвоения знаний. Существует «правило интереса» — чтобы «переварить» знания, нужно поглощать их с интересом. Интересное запоминается легко, ведь специальных волевых усилий для привлечения внимания не требуется. Только интерес, только увлеченность стимулируют волю ребенка Второе правило — правило сильных впечатлений. Чем сильнее первое впечатление от запоминаемого, тем ярче образ, сохраняющийся в памяти. Отсюда задача — всеми средствами усиливать первоначальное впечатление от запоминаемого [7, с. 115]. Все современные родители стараются как можно раньше начинать развивающие занятия для своих малышей, тем самым удовлетворяя большую познавательную потребность ребенка.
Исследования ученых разных стран подтвердили то, что во время музыкальных занятий у ребенка в работе задействованы оба полушария головного мозга, что способствует интенсивному интеллектуальному развитию.
Известно, что младший школьный возраст — период, на протяжении которого ведущую роль в психическом развитии ребенка играет эмоциональная сфера, а музыка — искусство эмоциональное по самому своему содержанию. Исследования Б.В. Асафьева, Л.С. Выготского, Б.М. Теплова, Е.В. Назайкинского показали, что музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта [8, с. 56].
Младшие школьники не способны долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Поэтому содержание музыкальных занятий должно быть максимально разнообразным. С целью поддержания интереса к занятиям музыкой важно обеспечивать важную смену различных видов музыкальной деятельности. Другой характерной особенностью учащихся младших школьников является необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. В этой связи становится актуальной задача обогащения чувственного опыта ребенка на основе эмоционального переживания содержания музыки. Эмоциональный отклик на музыку побуждает ребенка радоваться и печалиться, мечтать и грустить, то есть испытывать все многообразие чувств, которые ребенок способен пережить в процессе восприятия музыки в силу своих возрастных особенностей. Чувства и настроения, заложенные в музыкальном произведении, обогащают чувственный опыт ребенка. Очень важно учитывать в этом детском возрасте скорость нервных процессов в коре головного мозга. Форсирование темпов музыкального развития школьника может привести к отрицательным последствиям, внести страх и беспокойство в поведение школьника, вызвать нежелание заниматься музыкой. При организации процесса музыкального образования важно учитывать и другую особенность школьников, связанную с неравномерностью темпа становления различных функциональных систем.
Скорость музыкального развития обусловлена многими индивидуально– психологическими факторами. Не все школьники одинаково развиваются при единых требованиях. Одни будут успешны в овладении музыкальной
грамотой, в овладении слуховыми, музыкально-исполнительскими навыками. Для других эти стороны музыкального развития проходят в более медленном темпе. Поэтому очень важно к данной категории школьников применять другие требования, не отталкивая их от занятий музыкой.
Важно увидеть скрытые возможности школьника и более внимательно относиться к тем детям, которые на начальных этапах своего музыкального образования не показывают высоких результатов. Для таких детей необходима специально продуманная в соответствии с их возрастными и индивидуальными возможностями методика. При этом важно не заставлять школьника приспосабливаться к педагогическому методу, а стремиться к тому, чтобы выбор метода соответствовал особенностям и способностям самого ребенка.
От переживания — к познанию таков естественный путь в музыке, учитывающий и эмоциональную природу этого вида искусства, и природу самого ребенка, естественную черту к опережению уровня своего развития.
Под музыкальным развитием учащихся понимается развитие музыкальных способностей. Хочется конкретно остановиться на видах и общей характеристике музыкальных способностей: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Ладовое чувство. Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений — веселым, радостным настроением, а минор — грустным. В некоторых случаях это бывает именно гак, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки? Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту).
Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками — устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом.
Ладовое чувство — одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты. Для развития ладового чувства можно использовать подвижные сюжетные игры, хороводные игры, которые учат детей прислушиваться к пению друг друга.
Музыкально-слуховые представления. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии — вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо се запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух — это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями [24, с. 181].
Наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии некоторые дети прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре [6, с. 54]. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда ребенку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений, — отмечает Б.М. Теплов, — делает участие двигательных моментов особенно существенным» [25, с. 201].
Педагогический вывод, который вытекает из этих наблюдений, — возможность привлекать вокальную моторику (пение) или игру на музыкальных инструментах для развития способности музыкально-слуховых представлений.
Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.
Чувство ритма — это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в музыкальном движении и восприятии выразительности ритма играют акценты. Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что — либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о его моторной природе. Чувство ритма развивается у детей гораздо сложнее, чем звуковысотный слух. Простукивание простого ритмического рисунка, прохлопывание — эти приемы помогают детям развивать чувство ритма и музыкальные способности в целом.
Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки — это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его воспроизводит, соделывает… Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [24, с. 216-217].
Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же — одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.
Таким образом, чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.
Необходимо добавить, что понятие «музыкальность» не исчерпывается названными тремя основными музыкальными способностями. Кроме них в структуру музыкальности могут быть включены исполнительские, творческие способности и т. д. Индивидуальное своеобразие природных задатков каждого ребенка, качественное своеобразие развития музыкальных способностей необходимо учитывать в педагогическом процессе.
Проблемой изучения музыкальных способностей, музыкальной одаренности детей занимались К. Сишор, Л. Баренбойм, Б. Асафьев. Большой вклад в изучение музыкальной одаренности внес Б. Теплов, который сделал анализ своеобразия музыкальности у детей [25, с. 54]. Музыкальные способности создаются и развиваются в постоянной практической деятельности.
Музыкальные способности развиваются в практической деятельности, в доступных детям младшего школьного возраста музыкальных видах деятельности. Музыкальная деятельность детей младшего школьного возраста существенно отличается от музыкальной деятельности взрослых, можно отметить, что она носит несколько условный характер: дети импровизируют музыкальные попевки, занимаются музыкальным творчеством, сочинением музыки. Однако это еще нельзя назвать творчеством в полном смысле этого слова, так как продукт творчества предполагает абсолютную новизну, которой нет в детских импровизациях. То же можно сказать и о детском музыкальном исполнительстве. В младшем школьном возрасте присутствует и пение и игра на детских музыкальных инструментах, однако если сравнивать с профессиональным исполнительством, то детское является, лишь его элементами.
Развитие музыкальных способностей — одна из главных задач музыкального воспитания детей. Важным для педагогики является вопрос о природе музыкальных способностей: представляют ли они собой врожденные свойства человека или развиваются в результате воздействия окружающей среды обучения и воспитания. На разных исторических этапах становления музыкальной психологии и педагогики, и в настоящее время в разработке теоретических, а, следовательно, и практических аспектов проблемы развития музыкальных способностей существуют различные подходы [20, с. 44].
Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Музыкальные
способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, по мнению Теплова, объединяются в понятие «музыкальность». А музыкальность, это «комплекс способностей, требующихся для занятий именно музыкальной деятельности в отличие от всякой другой, но в тоже время связанных с любым видом музыкальной деятельности» [25, с. 235].
Чтобы формировать музыкальные способности, необходимо их развивать у ребенка как можно раньше. Чем раньше дети приобщаются к музыкальной культуре, тем более музыкальными они становятся. Б.М. Теплов дал следующее определение способностей — индивидуально-психологические особенности личности, которые отличают одного человека от другого.
Сложность представляет формирование музыкально-слуховых представлений, чистое пропевание и умения подбора по слуху на музыкальных инструментах мелодической линии.
Музыкально-ритмическое чувство — способность активно переживать музыку посредством движения, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и умение точно воспроизводить ритмический рисунок. В настоящее время разрабатываются новые подходы к проблеме развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста. Уточнение теоретических аспектов развития музыкальных способностей, возможности и закономерностей их формирования остается актуальной задачей современной педагогики.
Б.М. Теплов выделил общие и специальные музыкальные способности, которые нужны детям для успешного овладения музыкальной деятельностью. К специальным музыкальным способностям он относит абсолютный тембровый, динамический, гармонический слух. К общим моментам музыкальной одаренности он относил силу, богатство и инициативность воображения, обилие зрительных образов, устойчивость творческого внимания, волевые и другие особенности человека. Успех процесса развития музыкальных способностей младших школьников на наш взгляд заложен в важной методической установке — в объединении усилий как педагогов, так и родителей, в создании на базе общеобразовательных школ музыкальных кружков и секций.
Именно во внеурочной деятельности дети приобретают навыки и умения для публичных выступлений, участия в конкурсах. Такая тенденция углубляет противоречия между требованием общества к всестороннему развитию личности, ее способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах детской художественно-творческой деятельности и недостаточной возможностью реализовать это в рамках основной образовательной программы.
В настоящее время музыкальная педагогика, психология обратились к детскому творчеству как к одному из важных методов воспитания. В связи с этим развитие музыкальных способностей детей, начиная с младшего школьного возраста, рассматривается сейчас в качестве важнейшей задачи музыкального воспитания. Наличие музыкальных способностей определяет уровень гармонично развитой личности.
Культурно — досуговая деятельность, которая осуществляется в студиях и кружках при общеобразовательных учреждениях является составной частью системы образования. Дополнительное образование в силу своего содержания является самым широким путем, на наш взгляд, вхождения личности в культуру через творчество, всесторонне развивая музыкальные способности.
Таким образом, мы пришли к выводу, что развитие музыкальных способностей одна из главных задач музыкального воспитания детей. Это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в младшем школьном возрасте, поскольку именно этот период является наиболее сензитивным, и если не руководить музыкальным развитием ребенка, то многие способности ребенка останутся нереализованными. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию учащихся.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.