Познавательный час. Василий Васильевич Кандинский.
Василий Кандинский выбрал
карьеру живописца достаточно поздно — в тридцать лет. Он стал известным
авангардистом и одним из основоположников беспредметного искусства.
Сегодня полотна Кандинского — в числе самых дорогих картин русских
художников.Волнующий Моне и сказочный ВагнерВасилий
Кандинский родился в Москве в 1866 году. Семья его отца была
обеспеченной, с богатыми культурными традициями. Когда будущий художник
был маленьким, Кандинские много путешествовали по России и Европе.
В 1871 году они переехали в Одессу, там глава семейства руководил чайной
фабрикой. Василий Кандинский начал получать системное образование:
посещать классическую гимназию, брать уроки игры на фортепиано
и виолончели, учиться рисованию. Уже в эти годы он начал смелые
эксперименты с цветом, сочетая и смешивая все возможные оттенки.По настоянию родителей Кандинский поступил на юридический факультет Московского университета —
изучал право и экономику. В 1889 году будущий художник прервал учебу,
чтобы съездить в этнографическую экспедицию в Вологодскую губернию.
Работы северных мастеров — народные игрушки, резные прялки, вышивки
и иконы северного письма — будут вдохновлять его потом долгие годы.В 1893 году
Василий Кандинский получил диплом юриста и устроился на службу. Он стал
директором московской типографии «Товарищества И.Н. Кушнерёва и К°».
В 1896 году
в Москве проходила выставка французских художников, среди картин были
полотна Клода Моне. Василия Кандинского потрясла его работа «Стог сена»:
«Смутно чувствовалось мне, что в этой картине нет предмета.
С удивлением и смущением замечал я, однако, что картина эта волнует
и покоряет, неизгладимо врезывается в память и вдруг неожиданно так
и встанет перед глазами до мельчайших подробностей». Примерно тогда же он услышал оперу Рихарда Вагнера «Лоэнгрин», которую назвал «осуществлением моей сказочной Москвы».
Под двумя этими сильнейшими впечатлениями Кандинский решил оставить
работу и стать профессиональным художником. На тот момент ему было
30 лет.«Синий всадник» и теория абстракционизмаВасилий
Кандинский начал учиться живописи — сначала в Петербурге, в частной
художественной студии Антона Ашбе, а с 1900 года — в Мюнхенской академии
художеств. Его наставником стал живописец и скульптор Франц фон Штук,
который увлекался новейшими в те годы художественными техниками.
Кандинского, любителя чистого цвета, Штук заставлял писать в черно-белой
гамме и работать исключительно над формой.Культурная
жизнь Мюнхена казалась Василию Кандинскому удушающе консервативной.
Он оставил академию, занялся критикой и поиском единомышленников.
Художник мечтал создавать яркие неакадемические работы и устраивать
новаторские выставки. В 1901 году Кандинский с Вальдемаром Хеккелем,
Рольфом Ницки и Вильгельмом Хьюсгеном создал художественно-творческое
объединение «Фаланга». В 1903 году художник написал картину «Синий
всадник» — ее считают первой абстрактной картиной Кандинского.Василий
Кандинский много путешествовал: бывал в Италии и Франции, посетил
Северную Африку, иногда приезжал в Россию и участвовал здесь
в художественных выставках. «Фаланга» распалась, и в 1908–1909 годах
живописец жил в Баварских Альпах — в селе Марнау. Характер его полотен
изменился: от ранних колоритных импрессионистских картин-этюдов
В 1911 году Василий Кандинский и его
друг экспрессионист Франц Марк организовали творческое объединение
«Синий всадник». Позже Кандинский вспоминал: «Название «Синий
всадник» мы придумали за кофейным столом в саду в Зиндельдорфе. Мы оба
любили синий, Марк — лошадей, я — всадников. И название пришло само».
В группу входили художники, танцоры и композиторы. Участники «Синего
всадника» интересовались средневековым и примитивным искусством
и популярными в Европе течениями — фовизмом и кубизмом. В том же году
прошла первая персональная выставка Василия Кандинского.Вскоре
художник опубликовал свою книгу «О духовном в искусстве» — своеобразную
теорию абстракционизма. В ней он рассуждал об ассоциациях, которые
вызывают у зрителя каждый цвет, линия и геометрическая фигура. Например,
теплый красный он сравнивал с ощущением силы и энергии, глубокий
зеленый — с предчувствием, а серый называл «безнадежной неподвижностью».
В 1913 году вышли мемуары Кандинского и сборник стихов «Звуки»
с цветными и черно-белыми литографиями.
он перешел к пестрым и броским композициям с элементами фольклорной
живописи.
«Цвет — это клавиш; глаз — молоточек; душа —
многострунный рояль. Художник есть рука, которая посредством того или
иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Василий Кандинский «О духовном в искусстве»
.
Геометрические и биоморфные абстракцииКогда началась Первая мировая война, Василию Кандинскому — гражданину России — пришлось уехать из Германии. В 1914 году он вернулся в Москву. Здесь художник познакомился с Ниной Андреевской, в 1917 году они поженились.В этот период Кандинский писал импрессионистические пейзажи, романтические фантазии и позже — реалистичные полотна. Его абстрактные картины становились более «геометрическими»: сказывалось влияние русского авангардизма первых советских лет.
После революции Кандинский стал почетным профессором Московского университета. Он занимался музейной реформой и охраной памятников искусства, помогал открывать региональные музеи и преподавал во Вхутемасе. Василий Кандинский старался адаптировать учебные планы под свою теорию живописи. Многие его коллеги выступали против иррациональности в искусстве, и дискуссии о методиках преподавания не утихали.В 1921 году Кандинский вместе с женой выехал в Берлин, он участвовал в Первой выставке русского искусства. В СССР живописец не вернулся. Он устроился в Баухауз — Веймарскую высшую школу строительства и конструирования. Здесь Кандинский преподавал настенную живопись и теоретические дисциплины. Преподаватели и студенты школы были увлечены идеей «гезамткунстверк» — синтеза искусств в одном произведении.В эти годы художник — один из лидеров абстракционизма — был известен всему миру.
В 1928 году Кандинский получил немецкое гражданство. Однако вскоре к власти пришли нацисты. Баухауз стал частной школой, художников-авангардистов преследовали за их взгляды, а эмигрантов из СССР — за потенциальную коммунистическую «угрозу».Василий Кандинский переехал вновь — на этот раз во Францию. Его полотна «французского» периода часто называют биоморфными абстракциями. В них, наряду с геометрическими фигурами, появились сюрреалистичные элементы — они напоминали простейшие биологические организмы. В парижские годы художник написал «Доминирующую кривую», «Голубое небо», «Разнообразные действия».
В 1937 году в Берлине полотна Кандинского попали на печально известную выставку «дегенеративного искусства». Многие картины, оставшиеся в Германии, были уничтожены. После оккупации Парижа немцами Кандинский решил эмигрировать в США и даже провел несколько месяцев в Пиренеях. Однако потом снова вернулся в столицу Франции, где и оставался до конца жизни. В 1944 году художник умер в парижском пригороде Нейи-сюр-Сен.Сегодня полотна Василия Кандинского хранятся в крупнейших музеях России и Европы, в частных коллекциях по всему миру. Его картины входят в список самых дорогих работ русских художников.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.