Вокальная музыка. Пение и речь.

Событие завершилось
6+

Вокальная музыка. Пение и речь

Вокальная музыка — музыка для голоса. Это самый древний вид музыкального искусства, «ровесница» человеческой речи. Когда человек научился применять звуковую речь как средство для общения с другими людьми, возникли и первые примитивные формы вокальной музыки. Это были пастушеские зовы, охотничьи или военные кличи, восклицания, объединявшие усилия людей в совместном труде.

Уже тогда музыка и именно вокальная сопутствовала человеку на всем протяжении его жизни, от рождения до смерти.

С тех пор, человечество прошло огромный, многовековой путь. Изменилось, развилось и усложнилось музыкальное искусство, обогатившись новыми средствами выражения. Но многие древнейшие формы вокальной музыки продолжают жить, сохранившись в быту и в искусстве цивилизованных народов. Например, колыбельная песня и многие другие жанры народно-песенного искусства, уходящего своими корнями в далекое прошлое.

Начиная от самых простых, примитивных форм древнейшего искусства и кончая большими сложными произведениями современности, вокальная музыка неразрывно связана с речью, со словами, так как речь и пение очень близки между собой. Как речь, так и пение воспроизводятся голосовым аппаратом человека и воспринимаются человеческим слухом.

Но между ними есть и существенная разница. Для пения важнее всего различие звуков по высоте, которое достигается изменением напряжения голосовых связок. Для произнесения и понимания слов важнее не только различие звуков по высоте, сколько их «окраска».

Во всех подлинно-художественных вокальных произведениях музыка усиливает выразительность речи, но это происходит по-разному. В одних случаях мелодия музыкальной фразы рождается из интонаций словесной речи. Интонации вопросительные, восклицательные, утвердительные получают точную высоту и становятся музыкальными. Такую мелодию называют декламационной, речитативной или речитативом (от латинского — читать вслух, декламировать). Образцы речитатива можно услышать в русской опере, романсе, например у Даргомыжского и Мусоргского.

Но далеко не во всех вокальных произведениях ясно ощутимы речевые интонации. Когда речь становится пением, в ней появляются новые качества, которые свойственны именно музыкальному искусству.

Два принципа — декламационный и песенный — составляют самую сущность вокальной мелодики, на их взаимодействии основаны все ее формы, начиная от самых простых песен для голоса без сопровождения и кончая самыми сложными вокальными произведениями.

Эти два принципа различимы и в народном пении. В народной речи существуют противоположные по смыслу выражения: «певком» и «говорком». «Певком» поются протяжные или «голосовые», «говорком» — различные прибаутки, в которых интерес слушателя сосредотачивается на словах.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна