Слово дня: народные промыслы России.Палех.

Событие завершилось
6+

В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву, кости и камню. В одних регионах изготавливают глиняные игрушки, в других — украшают необычными узорами лаковые изделия, предметы быта и посуду.

Палехом называют известный народный промысел — миниатюрную живопись темперой на лаковых изделиях из папье-маше. Обычно палехские мастера рисуют красками с золотым отливом на черном фоне.

Издревле Палех, село в Ивановской области, славилось своими иконописцами. Палехские мастера использовали мягкие плавные линии и яркие краски, а одеяния святых и орнаменты украшали сусальным золотом, поэтому их работы блестели, словно излучая божественный свет. В XVII веке Палех стал иконописным центром, мастеров оттуда начали приглашать в Москву — например, расписывать Грановитую палату и Новодевичий монастырь.

Традицию «светоносной» и стойкой росписи палехские мастера передавали из поколения в поколение. Темперу, специальную краску, изготавливали по особому рецепту из порошковых пигментов и яичного желтка, которые разводили столовым уксусом или квасом. Для работы с сусальным золотом мастера использовали особенную кисть — лампензель, ее собирали своими руками волосок к волоску. А полировали золото волчьим зубом.

После Октябрьской революции многим потомственным мастерам пришлось оставить иконопись. Однако они придумали, как сохранить древнерусскую художественную традицию. В 1924 году Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван Голиков, Александр Котухин и Иван Маркичев при поддержке искусствоведов Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова создали палехскую Артель древней живописи. Палешане стали расписывать шкатулки из папье-маше сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами. Фон у таких изделий всегда был черным, а рисунки — красными, желтыми и зелеными. В своих работах мастера использовали все то же сусальное золото, а готовые вещицы покрывали лаком.

Палехские изделия соответствовали советской идеологии «народности» и считались «агитлаком», то есть массовой агитационной продукцией с советской символикой. Хотя на самом деле мастера часто использовали традиционные сказочные и былинные сюжеты, в годы войны изображали батальные сцены, а шкатулки на революционную тематику создавали только к всесоюзным выставкам или в подарок партийным руководителям.

В 1935 году в Палехе по инициативе Максима Горького открыли Музей палехского искусства. Там хранятся, например, миниатюры Аристарха Дыдыкина «Демьянова уха», «Раскрепощение женщины» и «Волга — русская река». А станция московского метро «Новослободская» украшена работами палехского мастера Павла Корина.

Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна