Слово дня: народные промыслы России.Палех.
В России множество народных промыслов — разные виды художественной росписи, резьбы по дереву, кости и камню. В одних регионах изготавливают глиняные игрушки, в других — украшают необычными узорами лаковые изделия, предметы быта и посуду.
Палехом
называют известный народный промысел — миниатюрную живопись темперой на
лаковых изделиях из папье-маше. Обычно палехские мастера рисуют красками с золотым отливом на черном фоне.
Издревле Палех, село в Ивановской области,
славилось своими иконописцами. Палехские мастера использовали мягкие
плавные линии и яркие краски, а одеяния святых и орнаменты украшали
сусальным золотом, поэтому их работы блестели, словно излучая
божественный свет. В XVII веке Палех стал иконописным центром, мастеров
оттуда начали приглашать в Москву — например, расписывать Грановитую палату и Новодевичий монастырь.
Традицию «светоносной» и стойкой росписи палехские мастера передавали
из поколения в поколение. Темперу, специальную краску, изготавливали по
особому рецепту из порошковых пигментов и яичного желтка, которые
разводили столовым уксусом или квасом. Для работы с сусальным золотом
мастера использовали особенную кисть — лампензель, ее собирали своими
руками волосок к волоску. А полировали золото волчьим зубом.
После
Октябрьской революции многим потомственным мастерам пришлось оставить
иконопись. Однако они придумали, как сохранить древнерусскую
художественную традицию. В 1924 году Иван Баканов, Иван Вакуров, Иван
Голиков, Александр Котухин и Иван Маркичев при поддержке искусствоведов
Анатолия Бакушинского и Александра Глазунова создали палехскую Артель
древней живописи. Палешане стали расписывать шкатулки из папье-маше
сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками и пейзажами. Фон у таких
изделий всегда был черным, а рисунки — красными, желтыми и зелеными. В
своих работах мастера использовали все то же сусальное золото, а готовые
вещицы покрывали лаком.
Палехские изделия соответствовали
советской идеологии «народности» и считались «агитлаком», то есть
массовой агитационной продукцией с советской символикой. Хотя на самом
деле мастера часто использовали традиционные сказочные и былинные сюжеты, в годы войны
изображали батальные сцены, а шкатулки на революционную тематику
создавали только к всесоюзным выставкам или в подарок партийным
руководителям.
В 1935 году в Палехе по инициативе Максима Горького открыли Музей палехского искусства.
Там хранятся, например, миниатюры Аристарха Дыдыкина «Демьянова уха»,
«Раскрепощение женщины» и «Волга — русская река». А станция московского метро «Новослободская» украшена работами палехского мастера Павла Корина.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Центр культурного развития» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.