Выставка «Нотные памятники XVI—XIX веков»
Отдел нотных изданий и звукозаписей приглашает на выставку, посвящённую нотным изданиям XVI—XIX веков.
История любого вида искусства, в том числе и музыки, основывается прежде всего на изучении его памятников.
Выставка нотных памятников многогранна. Здесь демонстрируются редкие и ценные издания западноевропейской и русской музыки, относящиеся в своём большинстве к общему хронологическому охвату второй половины XVI — середины XIX века. Имеются и отдельные ноты, датированные рубежом XIX—XX веков.
В экспозиции можно увидеть образцы ранних нотаций в западноевропейских изданиях XVI века и вплоть до начала XVIII века — мензуральной (ромбообразной), применяемой для записи многоголосной музыки, например как в вокальных сборниках Белли Джулио «Канцонетты» (Венеция, 1584), хоральной (квадратной) для записи одноголосного пения григорианского пения в церкви — сборник «Церковные гимны, в которых кратко написаны и истолкованы основные положения христианской веры» (Кралиц, 1606).
В основе древнерусского музыкального письма лежала Палеовизантийская нотация, повлиявшая на развитие русского невменного письма. Оно получило название знаменной (от слова «знак») нотации. Поскольку самым характерным знаком был «крюк» (крючок), эту нотацию называли часто «крюковой» — «Книга глаголемая Октай: Творение преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина» (Москва, 1914).
Благодаря красоте перечисленных выше ранних нотаций нотный текст в этих изданиях становился своеобразной эстетической картинкой.
Рассматривая представленные на выставке экземпляры в качестве памятников музыкальной культуры, надо понимать, что многие из них являются памятниками художественной культуры. Большая часть изданий представляет собой подарочные экземпляры с посвящениями и дарственными надписями. Для них характерны кожаные и бархатные переплёты. Крышки переплётов часто украшены золотым тиснением и раскрашены узорами, орнаментами. На переплётах нередки металлические или кожаные застежки.
На титульных листах и страницах практически всех демонстрируемых на выставке изданиях можно увидеть гравюры, иллюстрации (часто ручной раскраски), портреты. Более того, сами ноты — гравированные.
Раритетность демонстрируемых изданий обусловлена наличием владельческих признаков — автографов, экслибрисов.
Нотные памятники давно уже интересны не только музыкантам-исполнителям и музыковедам, но и книговедам-исследователям, библиографам.
Кураторы выставки — заведующая отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Алла Семенюк и заместитель заведующего отделом нотных изданий и звукозаписей РГБ Нина Мащенко.
Сведения предоставлены организацией ФГБУ «Российская государственная библиотека» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.