Фарфор может все. Художник Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина
Традиционные технологии смешиваются с новыми жанрами, вазы отсылают к этническим культурам, модерн оживает в фантастических цветах, а времена года воплощаются в платья. Новая фарфоровая экспозиция в Малом дворце открывает пространство эксперимента и свободы выбора, приглашая пройти по дороге из фарфорового кирпича в историю безграничных возможностей материала. Всё это дарит вам художник Императорского фарфорового завода Татьяна Чапургина, чья персональная выставка работает в Малом дворце в «Царицыне» с 20 октября. Здесь сойдется всё: вазы, панно, платья из «фарфоровой» ткани, украшения, аксессуары и даже ковер. Большинство предметов Татьяна создала специально для «Царицына» — все они экспонируются впервые.
Название созвучно творческому кредо Чапургиной. Фарфор может всё, и уже в аванзале можно увидеть две чашки с автопортретом художницы, расписанные в технике pâte-sur-pâte — надглазурными красками, золотом и монохромным пером. Pâte-sur-pâte, или «масса на массе» — старинная, сложная и очень неторопливая манера росписи. Рисунок наносится шликерной массой (из белой глины, глицерина и воды) слой за слоем. Чтобы получить декор высотой в пару миллиметров, нужно пройти кисточкой до 30 раз, просушивая каждый слой.
Во втором зале посетителей встречают пятнадцать ваз с говорящими во времени формами — «антоновка», «фрезия», «лилия», «ламповая», «карелия», «папирус», «русская», «большая китайская», — составленные в композицию на фоне мозаичного триптиха, занимающего всю стену. А в зале по соседству — сюита «Волшебный сад. Времена года» из семи «фарфоровых» платьев. Каждое платье собрано из тысяч крохотных фарфоровых пластов, закрепленных с помощью мононити на шелке, органзе, хлопке или шерсти. В той же технике созданы и семь декоративных воротников (один из них — в египетском стиле!). В отдельной витрине — браслеты, серьги и перстень от известных петербургских сестер-ювелиров Натальи и Татьяны Тарасовы, к которым Чапургина добавила расписные фарфоровые пластины, а также флаконы для парфюма, две сумки (целиком и полностью фарфоровые) и чайный сервиз на шесть персон под названием «Timeless But Not Classic».
Последний зал выставки — это «фарфоровая комната». В ней — шкаф и стул начала XX века, при реставрации получившие декоративные фарфоровые вставки, светильники из фарфора, ковер, тоже фарфоровый, и стол, одна из ножек которого заменена фарфоровой.
Пятьдесят процентов глины, двадцать пять процентов кварца и двадцать пять процентов калиевого полевого шпата — это классический состав твердого фарфора. Любые изменения в рецептуре недопустимы и приняты на всем земном шаре. После обжига при температуре 1410 градусов фарфор становится очень прочным. Нельзя с уверенностью сказать, что именно такой рецепт изобрел в XVIII веке Дмитрий Виноградов, ведь в то время химии как таковой не было, и все определялось по сырью.
«Фарфор — это породы из природы, — говорит Татьяна Чапургина. — Масса, с которой я работаю, в готовом виде похожа на жидкую сметану. Я выливаю ее на гипсовый пласт, докатываю до нужной толщины и режу на определенные формы, которые мне нужны для проекта». Подготовка «фарфоровой» ткани похожа на ткачество: художник разрисовывает маленькие пласты, каждый размером с фалангу пальца, и собирает из них будущее полотно. Пока пласты сырые, в каждом проделываются отверстия — минимум четыре, — для того, чтобы потом их пришить к ткани. «До обжига пласты очень ломкие, исчезающие под взглядом, на них страшно дышать. Обычно я обжигаю на 800 градусах, чтобы излишняя влага из фарфора ушла, и он стал более крепким. Дальше расписываю поверхности, глазурую их и обжигаю еще раз, уже на 1300 градусах. Только после этого они становятся фарфором». Фарфоровую массу можно обжигать и при более высоких температурах, но при обжиге в 1410 градусов получается звенящий, белый-белый фарфор, а художнику иногда нужен молочный, и в этом случае температуру в печи сознательно занижают.
Что касается формы ваз, то их создали 100-150 лет назад. «Музейная», «антоновка», «китайская большая», «лилия», «фрейзия» — у каждой формы есть автор. Потом модельщики превратили форму в гипсовую модель, а литейщики отлили ее в фарфоре. Десятки людей участвуют в том, чтобы ваза дошла до художника, который будет ее расписывать.
Татьяна Чапургина — единственный в мире художник, который создает платья из тысяч фарфоровых пайеток, нашитых на шелк или органзу, которые можно носить. «Они у меня как знаменитый Стеклярусный кабинет в Ораниенбауме – только из фарфора», — поясняет художница. На вопрос, сколько времени уходит на создание одного такого платья, отвечает: «Плюс бесконечность! Но хорошо, что рядом есть люди, которые всегда готовы приготовить ужин». Свою первую коллекцию фарфоровых платьев Татьяна показала в 2000-м году. А в 2012-м в Екатерининском зале Большого дворца в «Царицыне» прошел целый модный показ ее «фарфоровой моды».
Сведения предоставлены организацией ГБУК г. Москвы «Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.