История страны в 10 песнях Матвея Блантера к 120 лет со дня рождения Матвея Блантера
«Катюша», «Футбольный марш», «Маленький оркестрик» и другие знаменитые песни одного из главных советских композиторов
Автор Денис Бояринов
Историю СССР можно проследить не только по съездам КПСС и великим стройкам коммунизма, но и по советским песням. Невероятно, насколько красноречиво в них отразились и вкусы народа, и смены линии партии: в 1920-е все сходили с ума по фокстротам, 10 лет спустя дружно шагали под бравурные марши, а в войну плакали под лирические вальсы. Иногда и за первыми, и за вторыми, и за третьими стоял один и тот же человек. Например, композитор Матвей Блантер.
Биографический очерк о Матвее Блантере из коллекции Еврейского музея и центра толерантности1. «Джон Грей» (1922–1923)«Джон Грей» в исполнении Андрея Миронова. Фрагмент из телефильма «Я возвращаю ваш портрет» (1983)
Одним из самых модных, прогрессивных и интересных мест культурной Москвы начала 1920-х был театр Мастфор — Мастерская Николая Форрегера, помещавшаяся в Доме печати (нынешний Центральный дом журналиста). В 1921 году в стране, разрушенной Гражданской войной, была объявлена новая экономическая политика — на смену военному коммунизму пришли рыночные отношения, и театр сатирических миниатюр стал обличать приметы времени: нэпманов, мещанство и спекулянтов.
В Мастфоре начинали гиганты советской культуры: Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич работали художниками, Борис Барнет и Сергей Герасимов были в актерской труппе, литчастью заведовали писатель Осип Брик и создатель советской оперетты Владимир Масс. А в зале можно было видеть Владимира Маяковского, Всеволода Мейерхольда и режиссера Александра Таирова.
Особенной популярностью у зрителей пользовались театрализованные сценки по песенкам, музыку к которым сочинял Матвей Блантер. Сын брянского купца-еврея и актрисы, он в 1917 году приехал в Москву и отучился в Музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества (сейчас ГИТИС), а в 1920 году, в 17 лет, стал заведующим музыкальной частью Мастфора. Фокстрот «Джон Грей», который он написал на стихи Владимира Масса, стал его первой большой удачей.
«Джон Грей» был сделан как пародия на модный западный танец, но, несмотря на это, он стал невероятно популярен в СССР. Блантер продолжил писать фокстроты, слоуфоксы (разновидность фокстрота) и танго («Фудзияма», «Багдад», «Сильнее смерти») и сложил себе репутацию «главного фокстротчика столицы». За что мог поплатиться в дальнейшем: к концу 1920-х власть все активнее боролась против «буржуазной» эстрадной музыки и ее авторов. По счастью, Блантера репрессии миновали. В 1930 году молодому и талантливому композитору предложили возглавить музыкальную часть только что созданного театра в Магнитогорске.
Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.