«Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе»/ к Международному дню левшей

Событие завершилось
6+

Российскому царю Александру I, посетившему Англию со своим слугой казаком Платоновым, демонстрируют множество современных изобретений. Платов продолжает настаивать на том, что в России дела обстоят намного лучше (в какой-то момент поставив гида в неловкое положение, когда он находит нечто, кажущееся хорошо сделанным, но оказавшееся русским пистолетом), пока им не показывают маленькую механическую блоху. После своего восшествия на престол следующий царь, Николай I, приказывает Платову (после того, как тот пытается спрятать блоху) найти кого-нибудь, кто превзойдет англичан, создавших заводную стальную блоху (размером с крошку, а ключ от ее заводки можно увидеть только в микроскоп). Платов отправляется в Тулу, чтобы найти кого-нибудь, кто усовершенствовал бы английское изобретение. Трое оружейников соглашаются выполнить работу и забаррикадироваться в мастерской. Жители деревни пытаются заставить их выйти различными способами (например, крича "пожар"), но никто не может заставить их выйти. Когда Платов приезжает, чтобы проверить их успехи, он поручает нескольким казакам попытаться открыть мастерскую. Им удается снять крышу, но толпа испытывает отвращение, когда из мастерской доносится запах запаха тела и металлических изделий. Оружейники вручают Платову ту же самую блоху, которую он дал им, и он проклинает их, полагая, что они абсолютно ничего не сделали. В конце концов он тащит Левшу с собой, чтобы было кому ответить за неудачу.

Блоху отдают царю, которому Левша объясняет, что ему нужно смотреть на блоху все внимательнее и внимательнее, чтобы увидеть, чего они достигли. Он заводит ее и обнаруживает, что она не двигается. Он обнаруживает, что без каких-либо микроскопов ("Мы бедные люди") Левше и его сообщникам удалось прикрепить к блохе подковы соответствующего размера (с выгравированными подписями мастеров) (Левша сделал гвозди, которые невозможно разглядеть, так как они такие маленькие), что поражает царя и англичан (хотя блоха теперь не может танцевать, как раньше). Затем Левша получает приглашение и отправляется в Англию, чтобы изучать английский образ жизни и технические достижения. Английские хозяева пытаются уговорить его остаться в Англии, но он тоскует по дому и возвращается в Россию при первой возможности. На обратном пути он ввязывается в пьяную дуэль с английским моряком, прибывшим в Санкт-Питербург. С моряком обращаются хорошо, но власти, не обнаружив у Левши никаких документов и посчитав его обычным пьяницей, отправляют его умирать в больницу по неизвестным причинам.

Моряк, протрезвев, решает найти своего нового друга, и с помощью Платова они находят его. Умирая (его голова разбита из-за того, что его бросили на мостовую), он велит им передать императору, чтобы его солдаты перестали чистить свои мушкеты толченым кирпичом (после того, как он увидел грязное оружие в Англии и понял, что оно так хорошо стреляет, потому что его смазывают маслом). Сообщение не поступает, однако, потому что человек, который должен был сообщить Государю никогда не делает. Лесков отмечает, что Крымская война могла сложиться иначе, если сообщение было доставлено. Рассказ заканчивается тем, что Лесков комментирует замену хорошего, с трудом заработанного труда и творчества машинами.

Эта история глубоко укоренилась в русском сознании как архетип взаимоотношений между Россией и Западом. Язык рассказа уникален; многие из его фольклорных неологизмов и просторечий (многие из них являются заменой заимствованных неславянских слов, очень забавных и естественных, хотя в основном придуманы Лесковым) стали распространенными поговорками. И славянофилы, и западники использовали эту историю в поддержку своих взглядов; действительно, история Левши может свидетельствовать об удивительной русской изобретательности и мастерстве, она также разоблачает российское общество, которое пренебрегает самыми талантливыми русскими людьми.

В 1952 году Борисом Александровичем Александровым и П.Ф. Аболимовым была разработана балетная адаптация. Чтобы максимально усилить патриотический посыл балета, сюжет был изменен таким образом, что блоха продолжает свой прыжок, а Левша выживает, чтобы вернуться домой к любовному увлечению. Однако Центральный комитет Всесоюзной коммунистической партии счел либретто неуклюжим, и балет был поставлен всего дважды, в 1954 и 1976 годах.

В 1964 году советский режиссер Иван Иванов-Вано снял анимационный 42-минутный фильм под названием "Левша" (Левша), основанный на этой истории.

В 1986 году был снят художественный фильм "Левша". Эту версию несколько раз в день крутят в Музее технологий юрского периода.

В книге описывается микроскоп, который может увеличивать изображение до пяти миллионов раз, похожий на настоящие микроскопы, которые сейчас используются в нанотехнологиях. По этой причине она включена в статью 2007 года о физике природы.

В русском языке прозвище героя Левша (Левша) стало отсылкой к исключительно искусному народному мастеру, а выражение "подковать блоху" стало идиоматическим словосочетанием, обозначающим подвиг ремесленника.

Сведения предоставлены организацией МУ «Ивняковский КСЦ» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.

«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2025 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна