Абдулла Алиш. Судьба и творчество.
Абдулла Бариевич Алишев, известный детский татарский писатель, родился 15 сентября 1908 года в деревне Каюки Спасского уезда (ныне Спасский район) в семье крестьянина. Отец его для своего времени был достаточно образованным человеком, выписывал газеты и журналы, хорошо знал татарскую и восточную литературу, а Тукая знал наизусть, любил сочинять и рассказывать сказки. Он не доучился до муллы (в те времена образование получали в медресе). Четыре года служил денщиком в царской армии, вернулся больным, почти инвалидом. Умер в 1934 году в своей деревне. Мать Алиша, Газиза апа, сочиняла баиты, стихи, была прекрасной сказательницей. Её многочисленные стихи посвящены сыну Абдулле. Умерла она в 1961 году в г. Казани. (Рисунок 2. Родители А.Алиша. Мать Газиза и отец Габделбари)
У Абдуллы рано пробудился интерес к книгам и сказкам. С 5-6 лет он начал собирать книги, буквально изводил взрослых, заставляя читать и перечитывать их. Некоторые понравившиеся книги он знал наизусть и, водя пальцем по строкам, “читал” их другим.
Наконец, он начал учиться в школе. Отцу хотелось, чтобы любимый сын стал большим человеком. Он отдал 9-летнего мальчика в село Ямбухтино (15 км от Каюков), которое славилось большим медресе. Здесь Алиш усиленно стал интересоваться литературой: собирал сказки, народные изречения, песни, пословицы, поговорки, много читал, общался с учениками старших классов. После 1917 года медресе было закрыто. Алишу пришлось вернуться в родное село. Старшая сестра Абдуллы Закиря апа после прохождения кратких педагогических курсов стала учителем-воспитателем в детском приюте в селе Бураково. После революции под приют был отдан роскошный особняк помещика. Алиш часто бывал у сестры в приюте. А в 1919–1921 годах он сам учился в русской школе в селе Бураково. Ежедневно ему приходилось проделывать путь в три километра. И в 1921 году он вынужден был прервать учебу.
Детство Алиша проходило в окружении живописной природы. Он очень любил природу и часто в сочинениях воспевал ее красоту. Не меньше он любил народные праздники: весенний “полой” (половодье), традиционный сабантуй, ярмарки и базары в соседних русских селах — Бураково и Базяково. Правда, по подстрекательству религиозных фанатиков, иногда возникали ссоры. Но тем не менее ничто не могло помешать общению и совместному веселью простого люда — русских и татар.
Абдулла рос трудолюбивым. В хозяйстве особенно привлекало его пчеловодство. Летом в деревне дел было очень много. Вместе с отцом выходил оно на сенокос. Иногда и в ночную пахоту. Габделбари абзый не нарадовался: “Слава Богу, прекрасный будет помощник”. Но, увидев упорное стремление сына к учебе, не стал препятствовать и отвез его в город Спасск, где при педтехникуме открылась семилетняя школа. В 1923–1927 годах Абдулла учился здесь. (Рисунок 3. Школа, в которой учился А. Алиш (здание педтехникума). Спасск. (фото 20-х гг.)
Спасск находился в 25-ти километрах от родной деревни. Редко приходилось бывать дома. Жил он в интернате. Всецело отдавал себя учению, много читал, принимал самое активное участие в жизни школы. Пионеры школы выпускали свою стенгазету на татарском языке, и называлась она “Алга” (“Вперед”). Редактором газеты был Алиш.
Старательный ученик, заводила стенггазетного дела, он успевал посещать литературно-драматические кружки, участвовать в концертах, писать стихи, декламировать их, делать самодельные коньки и кататься на реке Бездне. А вечером он помогал товарищам по учебе, пред сном товарищи слушали его чудесные сказки.
Преподаватель Спасской школы 2 ступени, одновременно воспитатель среди учащихся, живших в интернате, Гази Галимович Зарипов в своих воспоминаниях писал, что он отчетливо помнит Алиша: “…Небольшого роста, четырнадцатилетний Абдулла выделялся среди своих сверстников большой приветливостью к людям, скромностью, дисплинированностью и способностями. Помню хорошо, работал у нас драматический кружок. Любознательный, пытливый Абдулла являлся членом кружка. Мы давали спектакли в Спасске, ездили в Затон, где выступали перед рабочими судоремонтного завода. В Спасске в то время не было библиотеки для татар. Мы организовали ее. И в этой работе участвовал Алиш…”
После окончания школы семилетки Алиш поступает сначала в Спасский педтехникум, но 14 июня 1927 года подает заявление с просьбой об отчислении его из числа слушателей 1 курса. В том же году он поступает в Казанский землеустроительный техникум.
В эти годы он еще больше увлекается литературой: посещает литературный кружок при техникуме. Является членом редколлегии газеты “Красный землеустроитель” и рукописного журнала “Новые специалисты”. С 929 года его стихи, рассказы и заметки печатаются в молодежной газете “Кызыл Яшьлэр”, в журналах “Авыл яшьлэре” (позднее “Колхозная молодежь”), “Атака”, “Яналиф” и др.
В 1930 году А. Алиш проходит практику, работает мелиоратором в Мензелинске, только что ставшем районным центром. Вскоре между районной газетой “Игенче” (“Хлебороб”) и Алишем устанавливается тесная связь. Алиш стал приносить в газету стихи. Статьи. Стал ее корреспондентом. В Мензелинске Алиш был в гуще событий. Кроме своей основной работы он посещал драматические кружки, бывал в колхозах, выступал перед сельскими тружениками на разные темы, читал лекции, беседовал с ними, недаром шутя, он называл себя “милли” оратор (милли — по-татарски “национальный”).
Алиш участвовал в хлебозаготовках, проводил совещания селькоров, выпускал стенгазеты. И первую свою сказку “Капкорсак патша” (“Царь толстобрюхий”), повествующую о торжестве народа над угнетателями и царем, начал писать в Мензелинске.
Сведения предоставлены организацией МБОДО «Буинская детская школа искусств №1» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.