Чего не может быть
Среди главных задач традиционной игрушки — отобразить окружающий мир и познакомить с ним детей. Персонажами народной игрушки могут быть и люди, и животные. Люди — это крестьяне с их обычными занятиями, горожанки-модницы, священники, солдаты, музыканты — в игрушке нашли отражение, возможно, все профессии и социальные статусы.
Другая, более архаичная категория персонажей — звери и птицы: как домашние (кони, коровы, утки), так и дикие (медведи, олени и так далее). Однако, помимо бытовых сцен и реальных существ, практически повсеместно встречаются в народном творчестве существа фантастические, небывалые, вымышленные, пришедшие из мифа или сказки.
Многие популярные фольклорные образы по-разному преломляются в изобразительных традициях разных стран. Так, русалку можно встретить в керамике Португалии, Майорки, Мексики. В Нижегородской области дева с рыбьим хвостом («фараонка») — частый персонаж домовой резьбы, а в Тульской области русалка — это тряпичная кукла с зелеными волосами.
Драконы встречаются среди игрушек Китая, Таджикистана и Узбекистана, а также, например, в керамике Скопина (Рязанская область).
Изображение демона или черта характерно для Мексики и Португалии, для Японии, Китая и Индии, для Латвии и Литвы (в Каунасе есть даже отдельный Музей чертей), В украинском селе Опошня образ глиняных чертей взят из «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя (деревни Диканька и Опошня находятся по соседству). На острове Майорка чертей изображают и человекообразными, и подобными кентаврам. А в русской традиции кентавр — это, прежде всего, Полкан, появившийся в середине ХХ века и ставший символом каргопольского промысла.
Среди других фантастических персонажей русской народной игрушки — птица сирин (в каргопольском и романовском промыслах), олень-дерево (абашевская и романовская игрушка), загадочные рогали из деревни Хлуднево (Калужская область) и многие другие.
Важно различать существ, фантастических по самой своей задумке, и стилизованных либо антропоморфно изображенных животных. Вторые являются не фантастикой в полном смысле слова, а скорее метафорой, попыткой «очеловечить» или приукрасить природу. Таковы, например, каргопольские оленихи с корзинками цветов, богородские медведи с самоварами, итальянские петухи с цветами на крыльях. Существа же, фантастические по сути, имеют соответствующую функцию, предысторию, сюжет. Они могут быть пришедшими из мифов, религиозных представлений или фольклора. Именно таким персонажам и посвящена эта выставка.
Сведения предоставлены организацией ЧУК «Санкт-Петербургский Музей Игрушки» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.