Выставка «Портрет Петра Ивановича Панина в юности. Рубеж 1730-1740-х годов»

Событие завершилось
12+

Предлагаемая моновыставка может быть в равной степени отнесена к двум тематическим проектам Картинной галереи: прошлогоднему циклу, посвященному русской живописи первой половины XVIII в., и проекту года нынешнего — теме художественной коллекции Куракиных. В

Портрет Петра Ивановича Панина (1721-1789), будущего графа, генерал-аншефа, заслуженного военачальника, а пока что юного офицера в самом начале пути, иллюстрирует живописную традицию, перенесенную в Россию при Петре и задержавшуюся до времени создания портрета, то есть, предположительно, до рубежа 1730-1740-х гг. Речь идет об обычае портретировать мужчин облаченными в рыцарские латы. Прием имел сугубо символический смысл и никак не соотносился с реальными бытовыми предпочтениями модели в области костюма. Он визуализировал идею доблести и благородства, а использовался, как правило, при изображении военных, государственных деятелей и правителей. Применение этой детали, частое для русских и европейских венценосцев, привело к тому, что экспонируемый портрет, на котором Панин запечатлен в кирасе, долго считался портретом великого князя Павла Петровича. В действительности он никак не может изображать ни Павла, ни любую другую коронованную особу, поскольку, при очевидной парадности, выраженной в позе и одеянии героя полотна, не содержит обязательных в таком жанре деталей, таких, как регалии, ордена, горностаевая мантия. Отсутствие их на портрете указывает на отсутствие у портретируемого каких-либо знаков отличия, что было невозможно для наследника российского престола, который даже в колыбели изображался как минимум с голубой лентой ордена Св. Андрея Первозванного.

Вероятно, портрет Петра Панина, близкого родственника Куракиных, принадлежал к обширному кругу других его изображений, периодически пополнявших собрание в Волосове. Панин, будучи не чужд тщеславия, часто заказывал свои портреты, испытывая особое пристрастие именно к изображению себя в кирасе. На экспонируемом портрете этот героический атрибут в сочетании с красным плащом призван подать модель наиболее выгодно при полном отсутствии у нее любых других, еще не выслуженных элементов статуса — таких, как награды или хотя бы гвардейский мундир. Интересно сравнить это изображение с другим портретом молодого П.И. Панина, созданным И.Я. Вишняковым (1742 г.) и экспонируемым здесь же. На нем герой уже облачен в мундир русской гвардейской пехоты, но под этим мундиром виднеется та же кираса, а фоном фигуре Панина служит тот же красный плащ. Верность рыцарскому образу, усвоенную в начале службы, Панин сохранил и значительно позже, уже будучи известным военным деятелем, даже притом, что изображение в доспехах уже вышло из моды.

Сведения предоставлены организацией ГБУК «Тверская областная картинная галерея» и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.

Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.

Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна