За окнами август — праздничные Спасы
Три больших православных праздника — три Спаса — выпадают на август. «Пришли Спасы — готов припасы» — известная пословица, и в ней сокрыта вековая житейская мудрость: лето кончается, пора наполнять закрома. В народе их издавна связывали с хозяйственными заботами, приходящимися на это время.
Медовым называют первый Спас — 14 августа, потому что соты в ульях к этому времени наполнены до отказа, и пасечники приступают к сбору. Лишь в медовый Спас по традиции разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена — лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как «сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания». Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней. В любом случае, в медовый Спас принято есть блюда, в состав которых входит мед, печь пироги, пирожки, рулеты и торты с медом и маком. И особой популярностью, конечно, всегда пользовались медовые пряники, печь которые на Руси были мастера. Считается, что именно с момента медового Спаса становится холоднее. В старину говорили: пришел Медовый Спас — провожай лето.
Второй Спас — Яблочный — отмечается 19 августа. В этот день происходит освящение нового урожая яблок. На яблочный Спас собирают спелые яблоки и лакомятся ими первый раз в году после освящения в церкви. Многие люди верят, что в Преображение Господне яблоки становятся магическими и если съесть в этот день плод, а перед этим загадать желание, то оно обязательно сбудется. По народным приметам, в этот день начинают отлетать журавли.
Третий — ореховый Спас — отмечается 29 августа. Именно 29 августа в народе было принято начинать сбор лесных орехов, а накануне печь хлеб, пироги и булки из муки нового урожая, чтобы с утра пораньше освятить свежую выпечку в церкви. Поэтому третий Спас называли Ореховым и Хлебным. С этого дня христианам разрешалось есть орехи нового урожая. Хлебным Спасом называют праздник потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым связывалось окончание жатвы хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. После третьего Спаса улетают последние ласточки. Все три Спаса весьма почитаемые у россиян праздники. В них соединились обычаи и обряды языческой культуры народных праздников и церковных. В местах, где до сих пор следуют обычаям предков, можно увидеть обряды, которые выполняли наши предки.
На выставке представлены книги, журнальные публикации, посвященные медовому, яблочному и ореховому спасу. Подробнее все об этом можно узнать, ознакомившись с книгами и статьями: «Блюда и напитки на всея вкусы» (Самара, 1992); В.М. Ковалев «500 рецептов славянской трапезы» (М., 1992); В.М. Ковалев «Русская кухня: традиции и обычаи» (М., 1990); «Яблочный стол» (Алма-ата, 1989); «Яблоки» (М., 1996); З.Е. Плотникова «О яблоке и из яблок » (М., 1992); Т.Е. Стрела «Пища богов: орех грецкий» (Киев, 1994); статьи из журналов «Здоровье», «Пчеловодство», «Крестьянка» «Дачная кухня: к столу и впрок»; «Хозяюшка» и др.
Сведения предоставлены организацией МБУ «Централизованная библиотечная система Кукморского муниципального района» и опубликованы
автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за предоставленный материал, а также за действия Организатора и/или иных лиц, действующих от его имени и по его поручению либо от своего имени, но по поручению Организатора, в том числе в связи с реализацией такими лицами билетов, а равно за организацию, проведение и содержание Мероприятия.
Указанная ссылка на источник реализации билета размещена непосредственно Организатором мероприятия и носит информационный характер.
Для размещения информации в этом разделе зарегистрируйтесь в личном кабинете учреждения культуры.