Показать
Показать на
карте
Спектакли

Вечер современной хореографии

С 27 мая по 28 мая 2017
12+
Событие завершилось
Показать

«Клетка» Джерома Роббинса на музыку Игоря Стравинского:

Весной 1951 г. Роббинс опять вернулся в Нью-Йорк сити балет, и, по его словам, применил те чисто технические находки, которые реализовал в мюзикле «Король и я»,* в своем полемическом балете «Клетка». Сам он рассказывал, что сверхпротяженные сиамские движения и жесты, которые он использовал в бродвейском шоу, перелились через край и выплеснулись в балет. Поставленный на мрачную музыку Концерта для струнного оркестра ре мажор Стравинского, этот балет повествует о том, как насекомые-самки «насилуют» и затем убивают насекомых-самцов. Программка в качестве объяснения предлагала «состязание или культ». И, согласно Роббинсу, первоначальный замысел восходил к мифологическим амазонкам. Но уже на самых первых репетициях трансформировался, так что «амазонки» превратились в предающихся своему культу богомолу подобных насекомых. Взял Роббинс что-то и от пауков, от необузданной силы животного мира, чтобы создать то, что сам он называл «явлением природы».

Суммируя все происходящее в балете, Роббинс говорил: «Это история о племени, женском племени. Молодая девушка, Новообращаемая, должна пройти обряд посвящения. Она еще не знает своих обязанностей и полномочий в качестве члена племени, как не осознает и своих природных инстинктов. Она влюбляется в мужчину и спаривается с ним. Но правила, по которым живет племя, требуют его смерти. Она отказывается убить его, но ей снова приказывают (Королева племени) выполнить свой долг. И когда его кровь действительно проливается, животные инстинкты берут верх. Она сама бросается вперед, чтобы довершить жертвоприношение. Ее чувства подчиняются инстинктам ее племени».

«Русские сезоны» Алексея Ратманского на музыку Леонида Десятникова:

Балет поставлен на музыку «Русских сезонов» – сочинения для скрипки, сопрано и струнного оркестра, написанного Леонидом Десятниковым в 2000 г. для всемирно известного скрипача Гидона Кремера. Вот как это сочинение характеризует сам маэстро Десятников: «В основе – аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения, опубликованные в книге «Традиционная музыка Русского Поозерья»... В произведении двенадцать частей, как во «Временах года» Чайковского, но композиция «Русских сезонов» скорее напоминает цикл вивальдиевских концертов. Каждая часть связана с определенным моментом православного или традиционного земледельческого календаря... Соединение Гидона и его оркестра, продуцирующих блеск, элегантность, европейскость, с таким изначально корявым (хоть и прекрасно-корявым – я говорю о фольклорных источниках) материалом вполне можно определить как «столкновение», «конфликт интересов» и т. д. Возможно, «Русские сезоны» – поиск национальной культурной идентичности?»

Алексей Ратманский подхватывает и развивает эту мысль. Его балет также представляет собой попытку «национального самоопределения», возвращения к своим русским корням. «Возвращение» состоялось в Америке, где в 2006 г. основанная Джорджем Баланчиным труппа Нью-Йорк сити балет показала мировую премьеру этого балета. В 2008 г. этот балет «с русскими корнями» впервые вышел на главную сцену России.

«Этюды» Харальда Ландера на музыку Карла Черни:

«Этюды» – один из самых знаменитых датских балетов. Популярнее только Бурнонвиль, датский классик, живший в первой половине XIX века. Красота классического танца напрямую зависит от его чистоты, оттачиваемой в балетном классе. И этот процесс сам по себе может быть захватывающим. Датчанин Харальд Ландер спел в своих «Этюдах» гимн балетному уроку (он и музыкальный материал взял соответствующий – виртуозные пьесы Карла Черни, великого учителя игры на фортепиано). Однако «урок» вышел за рамки класса и превратился в потрясающий спектакль, в котором была в том числе отдана дань и букве, и духу стиля Бурнонвиля. (И его идеям: Бурнонвиль и сам «догадался» воспеть балетный экзерсис и школу танцев, поставив в 1848 г. балет «Консерватория». Ландер помнил об этом, задумывая свои «Этюды», и премьера пришлась как раз к столетию той постановки).

«Этюды» так много значат для меня, – говорил Ландер, – потому что этот балет я воспринимаю как метафору, в том числе моих мыслей о танце. Танцевать не означает только демонстрировать зрителям какие-то движения. Задача и цель балета в большей степени заключается в достижении единства души, танца и музыки!». Задача эта была в «Этюдах» выполнена, в противном случае, не покорить бы им балетный мир.

Контакты
Дата и время проведения
Событие завершилось