Концерт «Три столетия органа в России: преемственность великой традиции»
Во втором концерте вечернего органного абонемента Владимира Королевского — продолжение одной из главных репертуарных тем молодого музыканта: «Орган в России — миф или реальность». Хотя с большим основанием можно было бы назвать этот музыкально-исторический сюжет «драмой органа в России».
Известный в Киевской Руси со времен Крещения, привезенный из Византии, орган как церковный инструмент католиков стал ассоциироваться с чуждой православию западной культурой, а потому и не смог получить в нашей стране должного развития. Долгое время орган оставался в России некоей западной экзотикой: инструменты почти не строились, композиторы практически не уделяли внимания этой сфере творчества. Лишь в XIX веке русские музыканты начинают проявлять к нему определенное внимание, ориентируясь на великие европейские образцы. Владимир Королевский часто включает в свои концерты сочинения князя В.Ф. Одоевского — исследователя и страстного почитателя И.С. Баха, а также органные транскрипции классических сочинений Бортнянского и Рахманинова, которые в новой тембровой окраске звучат хоть и непривычно, но весьма убедительно.
Программа «Орган в России» в исполнении Владимира Королевского вызывает большой интерес в разных городах. Артист играл ее в Москве, Архангельске, Костроме, Якутске. Надо отметить, что всякий раз афиша несколько варьируется. Органист ищет и находит все новые увлекательные повороты своего любимого артистического исследования.
В программе:
- И.С. Бах. Прелюдия и фуга ми минор;
- И.С. Бах. Токката и фуга фа мажор;
- Ф. Мендельсон. Анданте из сонаты № 3 ля мажор;
- Ф. Мендельсон. Соната № 1 фа минор;
- князь В.Ф. Одоевский. Прелюдия и фугетта ля минор;
- князь В.Ф. Одоевский. «Молитва без слов»;
- С.В. Рахманинов. Этюд-картина ми-бемоль мажор;
- С.В. Рахманинов. Прелюдия соль минор (транскрипция В. В.Королевского);
- Д.С. Бортнянский. Концерт ре мажор (транскрипция проф. А. А. Паршина).