Выставка «Виртуальные диалоги»
В 2017 году исполняется сто лет со дня последней выставки объединения «Бубновый валет», хотя в 1916 году объединение покинули отцы-основатели И. Машков, П. Кончаловский, А. Лентулов, и объединение фактически прекратило свое существование.
Выставка была создана по инициативе благотворительного фонда «7 ветров» при участии ВМИИ и вызвала большой интерес у зрителей и специалистов. Тогда же начались переговоры Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева и Фонда о возможности проведения такой выставки в Саратове с привлечением работ саратовского музея. Но к моменту реализации проекта возникло столкновение с неразрешимым противоречием двух основных музейных заповедей — хранить и пропагандировать, что впрочем, носит вполне объяснимый и объективный характер. Поэтому основная нагрузка была переведена в другой формат: создана видеоинсталляция, которая служит своеобразным прологом и эпилогом выставки, задает вектор общения с современными работами двух старейших волгоградских художников Глеба Вяткина и Петра Зверховского, произведения которых сегодня находятся в музейных и частных собраниях в России и за рубежом.
Признанное во всем мире русское искусство начинается там, где для многих зрителей оно до сих пор, увы, заканчивается. Это касается как работ русского авангарда, так и современных работ. А пластические идеи эти живут и развиваются на протяжении века. Почему именно эти два художника стали фигурантами диалога? Есть формальная логика событий. Вяткин и Зверховский — наследники по прямой: ученики Г.А. Савинова, одного из лучших учеников А.А. Осмеркина, ученика и соратника И.И. Машкова по «Бубновому валету». Однако, и у Осмеркина, и у Савинова учеников было немало. Но званных много — избранных мало. В реальной практике их пути часто расходились.
«Бубновый валет» в истории русского искусства ассоциируется прежде всего с брутальными, пастозно написанными бравурными работами, и в этом смысле трудно найти что-либо более противоположное, чем творчество Вяткина и Зверховского. Хотя само объединение «Бубновый валет» было общностью очень разных индивидуальностей. Таких как И. Машков и Р. Фальк, А. Лентулов и А. Куприн. Кроме того, каждый из них прошел большой эволюционный путь. И здесь уместно говорить о взаимодействии творчества Вяткина и Зверховского со всей многообразной палитрой «бубнововалетовского» наследия. Вяткин и Зверховский не оглядываются на «валетов», они просто смотрят в одну с ними сторону. Ставят сходные вопросы, обращаясь часто к одним и тем же мотивам и истокам, решают сходные задачи такого самостоятельного организма как картина, скорректированные временными эманациями, но неизменно истекающими из иманнентно-живописных закономерностей формообразования.