Выставка «Кино. Литература. Старинный костюм»
В основе экспозиции, где каждый экспонат связан с историей отечественного кинематографа и русской литературой — великолепная коллекция старинных костюмов Киностудии имени М. Горького. Это уникальное собрание, которое формировалась на протяжении более полувека, включает подлинные предметы одежды XVIII — XX веков и аксессуары к ним и представляет огромный интерес для специалистов и любителей искусства.
Особое место в фильмографии Киностудии имени Горького занимают экранизации литературных произведений. Перед художниками, работавшими над этими фильмами, стояла задача, в том числе и с помощью костюма, характеризовать персонаж, способствовать раскрытию его образа. Зачастую именно костюм мог передать множество оттенков и смыслов в характере героя, указывал на социальное положение героя, на его психологический облик.
Для настоящей выставки были отобраны костюмы к фильмам «Аленький цветочек» (1977), «Княжна Мери» (1955), «Анна на шее» (1954), «Лев Толстой», «Щелкунчик» (СССР — Великобритания; 1967), «Сильнее всех иных велений» (1987) и другим. В т. ч. на выставке зрители увидят парадную форму камергера, в которой снимался Александр Вертинский в фильме «Анна на шее». Этот камергерский парадный мундир, сшитый на рубеже XIX–ХХ веков по образцу 1855–1856 годов, является одним из самых интересных предметов собрания киностудии имени М. Горького. На выставке зрители смогут увидеть костюмы к фильмам, которые так и не были сняты. Как, например, фильм «Пушкин», который готовился к постановке, но так и не вышел на экраны.
Свыше 70 экспонатов на выставку представляет Музей кино. Среди них — эскизы декораций, костюмов и киноплакатов к созданным фильмам на киностудии им. М. Горького в разные десятилетия. В их числе: «Бесприданница» (1936, реж. Яков Протазанов), «В людях» (1938, реж. Марк Донской), «Анна на шее» (1954, реж. Исидор Анненский), «Княжна Мери» (1955, реж. Исидор Анненский), «Фома Гордеев» (1959, реж. Марк Донской), «Преступление и наказание» (1969, реж. Лев Кулиджанов), «Земля, до востребования» (1972, реж. Вениамин Дорман), «Аленький цветочек» (1977, реж. Ирина Поволоцкая), «Юность Петра» (1980, реж. Сергей Герасимов), «Униженные и оскорблённые» (1991, реж. Андрей Эшпай) и др.