Выставка «Традиции русского чаепития»
Самовар был не обычной принадлежностью домашнего хозяйства, а своеобразным олицетворением достатка, семейного уюта, благополучия. Его включали в девичье приданое, передавали по наследству, дарили. Тщательно начищенный, он красовался на самом видном и почётном месте в комнате.
Русская чайная машина, как её называли в Западной Европе, впервые появилась в России в период правления Петра I. В то время царь частенько бывал в Голландии, откуда привозил множество идей и интересных предметов, среди которых был и самовар. Назывался он, конечно, по-другому, с голландским колоритом, однако до наших времен то название не дошло и прибор известен как самовар.
Своим появлением самовар обязан чаю. В Россию чай был завезен в XVII веке из Азии и применялся в то время как лекарство среди знати. Чай ввозился в Москву, а позднее в Одессу, Полтаву, Харьков, Ростов и Астрахань. Чайная торговля являлась одним из обширных и выгодных коммерческих предприятий. В это время и возникли традиции русского чаепития. Купеческая Москва любила чай со всей широтой души, там гоняли чаи до седьмого пота.
В XIX веке чай стал русским национальным напитком.
В экспозиции выставки представлено 20 самоваров XIX — начала XX веков. Это самовары знаменитой тульской фабрики наследников В.С. Баташёва, выпускавшей 54 различных фасона самоваров; это самовары паровой самоварной фабрики И.Ф. Капырзина, отличавшиеся удачным балансом дизайна, цены и качества, а так же самовар со съёмным кувшином — самовар «Паричко» (паровая фабрика братьев Шахдат и К°) — безопасный в пожарном отношении, не мог распаяться или испортиться, как обычные самовары и др.
Посетителей выставки удивит многообразие и необычность форм самоваров: самовар-рюмка, самовар-ваза, самовар-жёлудь, самовар-шар. Фотокопии рекламных плакатов чая и сладостей к нему начала ХХ века позволят перенестись в эпоху предыдущего столетия.