Выставочный проект «Призвание»
Владимир Маратович Шанин родился 24 мая 1951 года в Харькове в семье художников М.С. Шанина и Л.С. Шаниной-Трембачевкой. Окончил Харьковский государственный художественно-промышленный институт (1975). С 1974 года активно участвует в республиканских, региональных, всероссийских, международных выставках. Член СХ СССР (1980). Заслуженный деятель искусств Республики Мордовия (2001), лауреат Государственной премии Республики Мордовия (2008). Произведения хранятся в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, частных коллекциях России. График, живописец, дизайнер, педагог. Всю жизнь плодотворно сочетает творческую деятельность с педагогической, являясь бессменным ведущим преподавателем Саранского художественного училища имени Ф.В. Сычкова.
В. Шанин ведет духовно-философскую линию в развитии современного искусства Мордовии. Главная смыслополагающая и формообразующая черта его творчества – философский взгляд на мир. Мастер увлечен библейской мифологией, создает работы глубоко философского, нравственно-религиозного содержания. Их язык метафоричен, смысл ассоциативен и аллегоричен, что соответствует обращению художника к фундаментальным категориям жизни. Это ярко отражается в талантливых офортах и резцовой гравюре («Христос в пустыне», «Моление о чаше», «Христос в доме у Марфы», 1993).
Мир для художника бесконечен в пространстве, сложен по ощущениям и чувствам. В. Шанин глубоко осмысливает философские и художественные учения Востока и Запада, увлекается философией Н. Бердяева, Е. Блаватской, Рерихов, постигает наследие русского авангарда — В. Кандинского, П. Филонова, К. Малевича, стремится овладеть идеями и техническими приемами сюрреалистов, мастеров стиля модерн. Его влекут задачи изображения подлинной сути вещей, скрытой за видимой оболочкой. Это прослеживается в его графических сериях («Люди», 1986; «10 заповедей», 1989), листах, выполненных в так называемой смешанной технике. В ее основе лежат различные эмульсии масел и тушь, она позволяет вложить в работу огромную информацию, часто сюрреалистического характера («Демоническое созерцание», «Грехопадение Евы», 1993; серия «Генезис», 2012). Работы интересны эффектами фантастического. В. Шанин в символической форме передает свои представления об основах бытия, о гармонии человека и мироздания, о духовности и целомудрии («Благая весть». 1994; «Рождение Венеры». 1995).
Особое внимание на выставке привлекают красивые, сложные по цветовым отношениям, тонким или контрастным, произведения, которые составляют фрактальную графику мастера («Северный пейзаж», 2001; «Лимон и лилии», «Чернолесье», «Долина гейзеров», 2002; «Река Мокша», 2004).
Целый раздел выставки посвящен классическим натурным пейзажам, выполненным в акварели и гуаши. Природа России, ее история – основная их тема. Вечные российские просторы, чистый образ покоя и святости раскрываются в работах «Церковь Вознесения в Коломенском» (1991), «Нева» (1996), «Зимняя ночь» (2007), «Золотая Волга», «Сиреневый закат», «Волга к вечеру», «Поздняя осень» (2008), «Первый снег. Вечер», «Начало зимы», «Оттепель», «Зябь», «Лазурные волны Коктебеля» (2009). Акварели пронизаны чувством гармонии и скромной прелести русской природы.
Значительную часть экспозиции занимает живопись. В течение всей творческой жизни мастер работает и в этом виде искусства. В полотнах находят отражение его излюбленные темы библейских сказаний, размышления о человеческой сути, бытии, любви, добре и зле. Как философ, В. Шанин часто обращается к теме женской красоты, что раскрывается в серии живописных полотен, посвященных библейским образам, обнаженной натуре, в ряде портретов современниц. В них художник размышляет о вечной тайне женской притягательности, силе обаяния, характере женщины.
Яркое, самобытное, духовно богатое искусство Владимира Шанина составляет интересную и своеобразную страницу искусства Мордовии и России.