Спектакль «Новый ревизор»
Н.В. Гоголь как-то сказал о том, что «Хлестаков есть лицо фантасмагорическое». Вот почему в новом спектакле семь Хлестаковых, да и другие персонажи по примеру Ивана Александровича двоятся, троятся, множатся… Два городничих, две крысы, свинья-автомобиль, держиморды, да и сладкая парочка Бобчинский и Добчинский намекают зрителю от лица автора, что прием раздвоения вполне гоголевский.
Да и вся театральная дьяволиада — это слегка актуализированный, с элементами высокого капустника, Го-го-гоголь! Когда-то Дмитрий Сергеевич Мережковский написал знаменитую статью «Гоголь и черт», которая дала новое понимание классика, и та чертовщина, которая разворачивается на сцене, наверное, должна быть в русле этого основополагающего понимания. Выражение «смех сквозь слезы» сделалось привычным для обозначения гоголевского мироощущения, однако цель создателей — добиться именно такого зрительского восприятия.
Коллаж из «Шинели», «Записок сумасшедшего» и «Копейкина» даст «Новому ревизору» право быть действительно новым, а музыкальный коллаж из готовой музыки композиторов Алексея Айги, Виктора Лебедева и Олега Кострова поможет перекинуть мостик из XIX века в современность. Этому же должна поспособствовать полная импровизаций блистательная игра актеров, да и зрители — приготовьтесь! — интерактивно поучаствуют в этой общей игре.
«Русь, куда несешься ты?» — спрашивает всех гениальный человек, умерший в муках здесь, неподалеку от Никитских ворот. Попытайтесь в меру сил уловить смех и горечь в этом вопросе.
Фото: Надежда Пястолова.