МОНТÁЖ АТТРАКЦИÓНОВ

МОНТÁЖ АТТРАКЦИÓНОВ
Монтаж аттракционов — это особый метод режиссерской работы в кино, реже — в театре. В его основе лежит сопоставление или столкновение разных тезисов, объектов и символов, сочетание которых эмоционально воздействует на зрителей, заставляет задуматься о какой-то проблеме.
Основным материалом театра выдвигается зритель; оформление зрителя в желаемой направленности (настроенности) — задача всякого утилитарного театра (агит, реклам, санпросвет и т. д.). Орудие обработки — все составные части театрального аппарата («говорок» Остужева не более цвета трико примадонны, удар в литавры столько же, сколько и монолог Ромео, сверчок на печи не менее залпа под местами для зрителей), во всей своей разнородности приведенные к одной единице — их наличие узаконивающей — к их аттракционности.
Сергей Эйзенштейн. «Монтаж аттракционов»
Этот прием разработал режиссер Сергей Эйзенштейн. Он предложил разбивать сцены и изображения — кадры кинопленки или сцены спектакля — на небольшие группы и располагать их в ритмическом порядке, который помогал бы достичь нужной цели. Элементы могли не следовать друг за другом в логической последовательности, но должны были создавать настроение и передавать идею.

Само понятие сложилось из двух слов. Монтаж — от французского «сборка» — это процесс соединения кадров или сцен в единое произведение и система инструментов, которые помогают режиссеру достичь выразительности и художественной целостности фильма или постановки. Этот термин использовали с конца XIX века. Под аттракционом же Эйзенштейн понимал любой зрелищный элемент, воздействующий на зрителя, заставляющий переживать.

Впервые монтаж аттракционов был опробован в театре. В 1923 году Сергей Эйзенштейн поставил в Первом рабочем театре Пролеткульта пьесу Александра Островского «На всякого мудреца довольно простоты». По следам этого спектакля, похожего на мюзик-холльное ревю с акробатическими элементами, он и создал теорию монтажа аттракционов.

Чаще всего этот прием применяли в кино. Его можно найти в лентах самого Эйзенштейна, Дзиги Вертова, Михаила Ромма. Одним из самых известных примеров монтажа аттракционов стал фильм «Броненосец «Потемкин» 1925 года, в частности эпизод расстрела на лестнице. Убийство на экране не показано, но зритель видит кадры с длинным рядом ступеней, пустой детской коляской на них и разбитым пенсне — деталями, которые вместе рисовали образ жестокости.