КÓНТРАЖУ́Р

КÓНТРАЖУ́Р
Контражур (от французского à contre-jour — «против света») — прием освещения в живописи, фотографии и кинематографе, при котором сильный источник света расположен позади объекта. С его помощью создают резкие очертания темного силуэта.
Фотографы любят съемку против света за резкую контрастность. Она придает композициям особый драматизм и загадочность. Фигуры на фоне заката, темные очертания объекта в ярком проеме окна — классические примеры контражура.

Художественную роль света и тени стали осмыслять уже в эпоху Возрождения. Огромную работу в изучении оптических эффектов в зависимости от источника света провел знаменитый Леонардо да Винчи. В «Трактате о живописи» он давал наставления живописцам:
Для усиления рельефности в картине имей привычку класть между изображенной фигурой и той видимой вещью, которая получает ее тень, луч яркого света, отделяющего фигуру от затененного предмета.
В полную силу драматизм контрастов начали использовать в пышную эпоху барокко. Тогда же расцвел и контражур как художественный прием. С XVII века он появлялся на полотнах многих живописцев. Так, у Рембрандта фигуры в контровом свете можно увидеть на полотнах «Заговор Юлия Цивилиса» или «Поклонение пастухов», а у Яна Вермеера — на картине «Офицер и смеющаяся девушка».

Позже этот прием применяли и романтики, и реалисты. Например, немецкий художник Каспар Давид Фридрих постоянно изображал фигуры людей в контражуре. Одна из его показательных работ «На паруснике» хранится в Государственном Эрмитаже. Среди русских художников контражур особенно любил Иван Айвазовский: он часто изображал темные силуэты кораблей на фоне закатного света.

В ХХ веке многих поражали художественные фотографии Александра Родченко. С помощью контражура он создавал снимки, похожие на плакаты: объекты на его работах отличались ясными формами, четко очерченными силуэтами и необычными ракурсами. Среди знаменитых русских фотографов, которые также любили этот прием, выделялся «главный фотограф оттепели» Владимир Лагранж.

С распространением кинематографа эффект контражура стали применять и в операторской работе. В мелодраматических сериалах даже появилось своеобразное клише жанра: если снимать модель в контражуре, особенно с распущенными волосами, то края подсвеченных прядей словно создают ореол — что придает героиням и их кавалерам особую романтичность.
Материалы по теме