Школьная любовь

Романтическая и светлая. Грустная и пронзительная. Школьная любовь. Первая. Всегда всерьез и на всю жизнь. Пусть даже «эта жизнь» закончится с последним звонком.
На экране школьная любовь — почти всегда на грани. В картине Павла Любимова «Школьный вальс» — на грани взросления. С жестокими уроками. Фильм, который, вопреки ожиданиям, заканчивается не «счастливой точкой», а «печальным многоточием». Картина не понравилась критикам, возмутила учителей
и собрала рекордное число кинозрителей. Несмотря на ограниченный прокат, каждую копию ленты посмотрела 61 тысяча зрителей. «Школьный вальс» на четвертом месте за всю историю советской киностатистики. Впереди лишь «Пираты XX века», «Мачеха»
и «Песни моря». Только в премьерный год мелодраму с Еленой Цыплаковой в главной роли увидели 20 миллионов человек.
Фильм Ильи Авербаха «Чужие письма» тоже выходит за рамки романтических прогулок со школьными портфелями. Конфликт поколений — идеалистов старшего возраста и молодых прагматиков. Киноистория после выхода в 1976 году удостоена специального приза жюри на Первом международном фестивале в Неаполе, а спустя четыре года — уже главный приз в Салониках. Для Светланы Смирновой — в то время студентки ЛГИТМиКа — роль Зинки Бегунковой стала «лучшим актерским дебютом», согласно выбору редакции журнала «Советский экран». А вот Ирина Купченко, сыгравшая вторую главную роль в картине, всерьез затормозила съемки еще одной ленты о школьной любви…
Кадр из художественного фильма Сергея Соловьева «Сто дней после детства» (1975)
Кадр из художественного фильма Сергея Соловьева «Сто дней после детства» (1975)
«Сто дней после детства». Режиссер Сергей Соловьев
, принимаясь за картину, искал «Ирину Купченко тринадцати лет» для своей героини, отметая при этом кандидатуру Татьяны Друбич. Решил снимать молодую актрису «от безысходности», настолько она не соответствовала представлениям Соловьева о «тургеневских девушках». «Но в первой съемке Таня обнаружила свое самое сильное и совершенно удивительное по сию пору качество — свою фантастическую нефальшивость», — вспоминает режиссер. Этот фильм не только покорил зрителя атмосферой летнего лагеря в бывшей дворянской усадьбе, принес массу премий и кинонаград в Берлине, Авеллино, Белграде, но и открыл новый творческо-семейный тандем –Татьяна Друбич станет женой Соловьева и снимется еще в восьми его фильмах.
Кадр из художественного фильма Юлия Райзмана «А если это любовь?» (1961)
Кадр из художественного фильма Юлия Райзмана «А если это любовь?» (1961)
Кадр из художественного фильма Юлия Райзмана «А если это любовь?» (1961)
«А если это любовь?» Этим вопросом вот уже много десятилетий задаются учителя в каждой школе, глядя на дружбу юноши и девушки. А вот с какой интонацией — большой вопрос. В картине Юлия Райзмана
на первую юношескую любовь обрушился шквал осуждения, вчерашние дети вынуждены «держать оборону», не понимая, в чем их подозревают… И все же не выдерживают напора взрослых. Сам фильм, снятый на излете «оттепели» в 1961 году, казался необычайно смелым и, как выяснилось, жизненным, и тоже не избежал осуждения под главным девизом: «Такого не может быть в советской школе». Но тянется история из поколения в поколение еще со времен Ромео и Джульетты.
Кадр из художественного фильма Юлия Карасика «Дикая собака Динго» (1962)
Кадр из художественного фильма Юлия Карасика «Дикая собака Динго» (1962)
Кадр из художественного фильма Юлия Карасика «Дикая собака Динго» (1962)
И в жизни, и на экране… «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви», «Когда я стану великаном» — истории о том, как это бывает впервые… Школьная любовь, как правило, заканчивается вместе с уроками, но этот урок остается в памяти едва ли не лучше остальной школьной программы.

Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна