«В безмолвии садов, весной, во мгле ночей»: соловей и роза в русской поэзии

Образ соловья и его возлюбленной — розы появился в литературе еще в Средние века. Он часто встречался в персидской поэзии: исследователь Николай Золотовицкий даже полагал, что именно в этой стране его и придумали. У персов соловей олицетворял страстно влюбленного мужчину, обычно — самого автора. Роза же становилась воплощением его возлюбленной — прекрасной, но непреклонной и чаще всего не отвечающей на пылкие чувства.
Александр Васин. Шмуцтитул к сказке Оскара Уайльда «Соловей и роза». 1968 (?). Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО», Москва
Розалия Пантелеева. Балаганчик (фрагмент). Из серии «Александр Блок». 1989. Томский областной художественный музей, Томск
Федор Константинов. Роза и рукопись. Иллюстрация к роману в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». Виньетка. 1949–1950. Государственный музей-заповедник «Зарайский кремль», Зарайск, Московская область
У литературного образа были реальные предпосылки. Соловьи в природе часто вьют гнезда в колючих кустарниках: так они спасаются от хищников. В частности, в Персии эти птицы порой обитали в зарослях роз, высаженных вместо колючих оград.
Постепенно поэтический образ развивался, складывались его устойчивые формы и значения. Соловей и роза уже не всегда олицетворяли безответную любовь: напротив, некоторые авторы с помощью такой метафоры подчеркивали силу любви, способной преодолеть все различия и разногласия.
В русской поэзии образ соловья и розы был особенно популярен в XIX веке. Одно из самых известных стихотворений на эту тему написал Александр Пушкин
в 1826 году. Однако привычную метафору он развил по-своему: сравнил птицу не просто с влюбленным, а с поэтом, чьи труды не приносят отклика.
В стихах Александра Одоевского
и Николая Некрасова
соловей и роза воплощали классическую несчастную любовную историю. Афанасий Фет
вернулся к истокам: стилизовал текст под персидское стихотворение и использовал сюжет старинной легенды. А Александр Блок
в конце XIX века взглянул на тему по-новому. В его произведении главной героиней стала роза, которая томится по недосягаемому пернатому возлюбленному. Соловей же равнодушно покидает ее.
Смотрите также
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна