Тематические подборки раздела Театры

Характер – это и есть судьба

Ее исполнение Одетты-Одиллии в «Лебедином озере» П.И. Чайковского или «Умирающий лебедь» К. Сен-Санса признаны лучшими в мире.

Она и сама была олицетворением этой красивой и царственной птицы: тонкий точеный профиль, длинная шея, изумительная пластика, а еще широкий шаг, высокий прыжок, великолепное вращение и выразительные руки, способные превращаться не только в крылья, но даже в легкую рябь на воде.

Балерина Плисецкая обладала даром настоящей драматической актрисы и сильной волей. Она не просто станцевала в 1967 году «Кармен-сюиту», написанную специально для нее мужем-композитором Родионом Щедриным, она отвоевала постановку кубинского балетмейстера Альберто Алонсо и свое право танцевать то, что хочется, у самого государства. Министр культуры СССР Екатерина Фурцева пыталась запретить «Кармен» из-за «сплошной эротики», но Плисецкая пригрозила уйти из балета совсем. Удивительно, но танцовщица одолела министра: одноактный балет остался в репертуаре Большого театра.

Легендарная балерина танцевала на самых известных сценах мира, ее образом вдохновлялись не только Родион Щедрин и Юрий Григорович, для нее ставили балеты Ролан Пети и Морис Бежар, дарили свои наряды Кристиан Диор и Пьер Карден, а Марк Шагал написал портрет великой танцовщицы.

Судьбой ей было уготовано тяжелое детство и юность – репрессии родителей, эвакуация во время Великой Отечественной войны – и удивительный подарок – творческое долголетие, 50 лет на сцене. И даже в 75 лет она танцевала! Последние годы Плисецкая с мужем жила в Мюнхене и Литве, регулярно приезжали в Москву и Петербург. Для свободолюбивой Майи Михайловны невозможно представить никаких границ – ни географических, ни творческих. Она казалась вечно молодой и энергичной: всегда подтянутая, стройная и элегантная Майя Плисецкая дала свой главный совет всем нам – никогда не сдаваться: «Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Даже тогда – воюйте, отстреливайтесь, в трубы трубите, в барабаны бейте... До последнего мига боритесь... Мои победы только на том и держались. Характер – это и есть судьба».

Анна Каренина
Большой театр
1974
89 мин
Портреты эпохи. Майя Плисецкая
Документальное
2002
43 мин
Кармен-сюита
Большой театр
1978
48 мин
Спящая красавица
Большой театр
1963
117 мин

Смотрите также

Спектакли по произведениям Федора Достоевского
Смотрим «Дядюшкин сон», «Бесов» и «Кроткую».
«Театр одного актера»: моноспектакли
По произведениям Пушкина, Лермонтова и других писателей.
Спектакли «Табакерки»
Постановки «Подвального театра» Олега Табакова: «Дьявол», «Мадонна с цветком» и другие.