КАКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЖАЛИ
НА РОССИЙСКИХ МОНЕТАХ?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
КАКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ ИЗОБРАЖАЛИ
НА РОССИЙСКИХ МОНЕТАХ?

Отвечает Татьяна Григорьева, историк, автор портала «Культура.РФ»
Первые собственные монеты на Руси начал чеканить Владимир Святославович.
Традиция чеканить правителей на монетах достаточно древняя. Еще в конце VI века до нашей эры персидский царь Дарий Великий наладил выпуск золотых дариков: на них он был изображен в виде лучника, преклонившего колени. А спустя двести лет греческий полководец Александр Македонский стал изготавливать монеты со своим портретом в профиль.

Первые собственные монеты на Руси начал чеканить Владимир Святославич. По образу и подобию византийского золотого солида и серебряного милиарисия появились отечественные златники и сребреники.
Традиция чеканить правителей на монетах достаточно древняя. Еще в конце VI века до нашей эры персидский царь Дарий Великий наладил выпуск золотых дариков: на них он был изображен в виде лучника, преклонившего колени. А спустя двести лет греческий полководец Александр Македонский стал изготавливать монеты со своим портретом в профиль.

Первые собственные монеты на Руси начал чеканить Владимир Святославич. По образу и подобию византийского золотого солида и серебряного милиарисия появились отечественные златники и сребреники.
Неизвестный художник. Портрет Владимира Святославича. «Царский титулярник». XVII век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург / Златник. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Как и на иностранных монетах, на аверсе (лицевой стороне) был изображен сам великий князь с прижатой к груди левой рукой, над которой виднелся трезубец — родовой знак Рюриковичей. В правой руке правитель держал крест, а его голову венчала шапка с подвесками. По кругу шла надпись «Владимир на столе» (то есть «на престоле») либо же «Владимир, а се его злато» и «Владимир, а се его сребро». На реверсе (оборотной стороне) был изображен лик Спасителя в царском венце с Евангелием в одной руке и поднятой в благословляющем жесте ладонью другой руки, а также поясняющая надпись: «Иисус Христос».

В XII–XIV веках наступил «безмонетный» период. Из-за княжеских междоусобиц привоз валюты из других стран — главного материала для чеканки — нарушился. В расчетах обходились тем, что использовали еще в догосударственный период: беличьими и куньими шкурками, стеклянными бусинами и металлическими браслетами, раковинами каури и даже скотом.

Состоятельные семьи сбережения хранили в гривнах: сначала так называли металлические шейные обручи, а позже — серебряные слитки. Их изготавливали в форме вытянутой палочки (новгородская гривна), шестиугольного блока (киевская) или расплющенной по краям полоски (черниговская). В Великом Новгороде c середины XIII века гривну-палочку стали «рубить» на части — «полтины» и «четверти» с высеченной гербовой печатью. Оттого и саму денежную единицу стали называть рублем.
1. Киевская (южная) гривна. X–XII века. Музеи Московского Кремля, Москва
2. Новгородская гривна с насечками. XIII век. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
3. Черниговские гривны. XIII–XIV века. Музеи Московского Кремля, Москва
От Жилы к Чудину. Дай Ондрею рубль. Если же не дашь, то сколько сраму ни заставит Ондрей меня принять из-за этого рубля, он весь твой.
Новгородская берестяная грамота, 1340–1360 годы
Возобновил чеканку монет на Руси князь Дмитрий Донской. В 1380-е годы он выпустил первую партию серебряной денги по образцу ордынских дангов — от названия этих монет и пошло собирательное слово «деньги». На лицевой стороне денги изображали либо поясной портрет человека с топором и саблей, либо петуха и лису, а по кругу чеканили надпись: «Печать великого князя Дмитрия». На обороте арабской вязью писали титул и имя действующего хана Золотой Орды.

При последователях Дмитрия Донского на реверсе монет начали чеканить имя великого князя, а сюжеты изображений стали более разнообразными. Например, при Василии I на монетах появился всадник с соколом в руке. При Василии II Темном — правитель на троне, фантастические растения, крылатые грифоны и русалки, а на обороте — библейский Самсон, раздирающий пасть льва. Особым образом украшали и «удельные» монеты. Так, в Великом Новгороде на них изображали до сих пор не разгаданный сюжет об одетом властителе и нагом просителе, а в Рязанском княжестве — «мордки», символ то ли шкурки-мордочки куницы, то ли бараньих рогов.
После «собирания русских земель» Иваном III чеканка «удельных» монет почти прекратилась. А первая денежная реформа Елены Глинской, матери Ивана Грозного, в 1535 году унифицировала финансы Русского государства. Самой крупной из новых денег стала выпускаемая на Новгородском и Псковском печатном дворе копейка — монета с изображением всадника с копьем, который напоминал Георгия Победоносца. Вдвое легче была сабляница — с воином и саблей — от Московского печатного двора.

При Федоре Иоанновиче в 1596 году выпустили первые монеты с местом и годом изготовления. А после второй денежной реформы, в 1654 году, на реверсе серебряного рубля впервые появилось изображение государственного герба — двуглавого орла — и название номинала — «рубль». Всадник в величественном облачении со скипетром в правой руке, отчеканенный на аверсе, больше не был абстрактной фигурой, а символизировал царя Алексея Михайловича.
После третьей денежной реформы Петра I, в 1704 году, на аверсе монет крупных номиналов стали изображать детально прорисованные лица императоров в левый профиль, а на реверсе — государственный герб. Так, на золотых червонцах и серебряных рублях выбивали Петра I в профиль, как римского императора с лавровым венком и тогой. На серебряных полтинах 1741 года сохранился прижизненный портрет Ивана VI, имя и образ которого спустя год правления пытались вывести из всех официальных документов.

Прервал эту традицию в 1796 году Павел I. С него начался 90-летний «беспортретный» период русской нумизматики. Говорят, правителю не понравился собственный портрет работы Карла Леберехта на пробной монете. Поэтому на аверс поместили крест из четырех букв «П», а на реверс — фразу из Библии «Не нам, не нам, а имени твоему», девиз ордена тамплиеров.

Однако на особые монеты, например юбилейные и памятные, монарших особ помещали и в этот период. Например, на константиновском рубле 1825 года красовался портрет Константина Павловича, который официально отказался от престола. Императоров изобразили и на «семейном рубле» Николая I, и на «свадебном рубле» Александра II.
В 1886 году Александр III вернул портретную традицию. Во время Первой мировой войны золотые и серебряные монеты стали исчезать из обращения из-за инфляции и экономического спада. Поэтому портреты правителей перекочевали на «деньги-марки» изображения для них взяли с почтовых марок, созданных к 300-летию дома Романовых в 1913 году.

До первой советской денежной реформы 1923 года официальных металлических монет в России не было. Первый золотой червонец отчеканили по стандарту 10-рублевого золотого экземпляра времен Николая II. На лицевой стороне изобразили герб РСФСР, а на оборотной — крестьянина-сеятеля по эскизу Антона Васютинского для памятной медали с сельскохозяйственной дореволюционной выставки.

Советские монеты были утилитарными и схематичными: с государственным гербом СССР на аверсе, номиналом и годом выпуска в обрамлении колосьев и дубовых листьев — на реверсе. Всего шесть раз образ лидера — причем только Владимира Ленина — появлялся на металлических деньгах: на юбилейных монетах к 50-летию и 60-летию Советской власти, к 60-летию образования СССР, к 70-летию Октябрьской революции, к 100-летию и 115-летию со дня рождения Владимира Ильича.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читательницу Эльзу из города Стерлитамака.
Материалы по теме