КАКОЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК
ДОЛЬШЕ ВСЕХ
ПИСАЛ КАРТИНУ?

Отвечает Ирина Малахова, антрополог, автор портала «Культура.РФ»
КАКОЙ РУССКИЙ ХУДОЖНИК
ДОЛЬШЕ ВСЕХ
ПИСАЛ КАРТИНУ?
Отвечает Ирина Малахова, антрополог, автор портала «Культура.РФ»
Виктор Васнецов свою «Спящую царевну» писал почти 40 лет. Впрочем, холст так и остался незаконченным.
Многие русские художники по несколько лет создавали свои полотна. Но дольше всех работал над картиной Виктор Васнецов: свою «Спящую царевну» он писал почти 40 лет. Впрочем, холст так и остался незаконченным. Он находился в мастерской без даты и авторской подписи до самой смерти живописца в 1926 году. О шедевре Васнецова знали только родственники и близкие друзья. Публике «Спящую царевну» представили уже в 1927 году — и картину почти сразу признали одной из лучших работ автора.
Многие русские художники по несколько лет создавали свои полотна. Но дольше всех работал над картиной Виктор Васнецов: свою «Спящую царевну» он писал почти 40 лет. Впрочем, холст так и остался незаконченным. Он находился в мастерской без даты и авторской подписи до самой смерти живописца в 1926 году. О шедевре Васнецова знали только родственники и близкие друзья. Публике «Спящую царевну» представили уже в 1927 году — и картину почти сразу признали одной из лучших работ автора.
На минувшей неделе я и Аполлинарий были приглашены семьей В[иктора] М[ихайловича Васнецова] разобрать его художественное наследство. Разбирали два дня и еще дня на два, на три осталось. Самое ценное, конечно, сказочные картины последнего периода. Из них лучшая «Спящая царевна» — полотно аршин шести (аршин — старорусская единица измерения длины, равная 0,71 метра. — Прим. ред.). Если бы не старческие недочеты, происходившие от слабого зрения, от слабости руки, эту вещь можно было бы считать равной с лучшими вещами расцвета Васнецова. Так она неожиданна, поэтична, так в ней умен художник. В первый момент зрителя, как и всех тех, что на картине, окутывает тихий сон, сладостная дремота, разлитая по всей картине. Спит царевна, спят слуги, спят звери и птицы. Спит чудный русский ландшафт. Прелестная вещь! Превосходны эскизы, рисунки раннего периода, периода «жанра».
Из письма художника Михаила Нестерова другу Александру Турыгину, 9 октября 1926 года
В два раза меньше времени понадобилось Виктору Васнецову, чтобы закончить одно из своих самых известных произведений: картину «Богатыри» он писал почти 18 лет — с 1881-го по апрель 1898 года. Масштабное полотно размером три на четыре с половиной метра сразу же купил для своей коллекции Павел Третьяков.

Образы богатырей получились собирательными. Например, прототипом Ильи Муромца послужили крестьянин Иван Петров из села Муромской области, а также местные кузнец и извозчик. В картину Васнецов вложил собственные детские ощущения.
Попался набросок трех богатырей. Написал в мастерской Поленова. Говорили о репинском подводном царстве, тут Вася (Василий Поленов — художник. — Прим. ред.) и показал письмо Чистякова (Павел Чистяков — художник и педагог. — Прим. ред.). Мудрец учитель и за тридевять земель слал советы.

Скажите ему, — просил передать, — что в его картине не цвет воды задает тон, а веяние впечатления от былины задать должно тон воде и всему; вода тут ни при чем. Цвет и густота воды бывают разные, а былина такая — одна». Слова Чистякова о былине напомнили об одной старой мыслишке, он ее карандашиком, а может быть, и углем зарисовал сразу по возвращении из Рябова: лохматые могучие кони, могучая троица богатырей.

Так и встало перед глазами: взгорья, простор, богатыри. Дивный сон детства.

Виктор Васнецов, художник
В течение 20 лет работал над картиной художник Александр Иванов. Полотно «Явление Христа народу» («Явление Мессии») он начал писать в Италии в 1837 году. В основе сюжета лежала первая глава Евангелия от Иоанна и третья глава Евангелия от Матфея. Для этой картины Иванов создал более 600 этюдов с натуры: он часто ездил в городок Ливорно, где зарисовывал местных жителей и пейзажи, которые напоминали Ближний Восток. В 1857 году, когда работа была окончена, эти эскизы купил Павел Третьяков, а само полотно — император Александр II.
Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех виднее Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во имя того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды; в толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все, отправляя свои различные телесные движения, устремляются внутренним ухом к речам пророка, как бы выхватывая из уст его каждое слово и выражая на лицах различные чувства: на одних уже полная вера, на других еще сомнение, третьи уже колеблются; четвертые понурили головы в сокрушении и покаянии; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движениями, показывается вдали Тот самый, во имя Которого уже совершилось крещение, — и здесь настоящая минута картины.
Николай Гоголь, писатель
В конце XIX века еще один художник трудился над своей картиной дольше десяти лет. Полотно «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» Илья Репин начал в 1880 году, а завершил огромное панно размером два на три с половиной метра спустя 11 лет. Много времени ушло на этюды, которые Репин делал на Кубани и в Черниговской губернии. В 1891 году работа была окончена и уже через год участвовала в выставке Академии художеств, а также нескольких зарубежных экспозициях. После этого «Запорожцев» купил император Александр III.
«Культура.РФ» благодарит за вопрос читателя Дмитрия из города Иванова.
Материалы по теме