КОГО НАЗЫВАЮТ
АМАЗОНКАМИ АВАНГАРДА?

Отвечает Тата Боева,
автор портала «Культура.РФ»
КОГО НАЗЫВАЮТ
АМАЗОНКАМИ АВАНГАРДА?
Отвечает Тата Боева,
автор портала «Культура.РФ»
Художницы не состояли в одном объединении и никогда не определяли себя как амазонок. Они работали по отдельности, входили в разные художественные круги и занимались разными направлениями.
Амазонками авангарда называют шесть отечественных художниц: Наталию Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Александру Экстер, Варвару Степанову и Надежду Удальцову. В первой половине XX века они работали в новаторских направлениях — абстракционизме, кубизме, примитивизме, футуризме и других. Современные специалисты относят название «амазонки русского авангарда» к искусствоведческим терминам.

Сами художницы не состояли в одном объединении и никогда не определяли себя как амазонок. Они работали по отдельности, входили в разные художественные круги и занимались разными направлениями. Александра Экстер прославилась как театральная художница, работала над сценографиями к спектаклям режиссера Александра Таирова в московском Камерном театре. Наталия Гончарова вместе с художником Михаилом Ларионовым также сотрудничала с театрами, оформляла спектакли «Русского балета» Сергея Дягилева. Любовь Попова разрабатывала сценическую среду для двух спектаклей режиссера Всеволода Мейерхольда — «Великолепный рогоносец» и «Земля дыбом». Варвара Степанова стала известна как дизайнер: она работала с узорами для Первой ситценабивной фабрики, иллюстрировала книги и расписала вместе с Александром Родченко Дом Моссельпрома на Арбате. Ольга Розанова прославилась своими живописными произведениями. Ее полотно «Зеленая полоса» стало важным этапом абстракционизма: искусствоведы считают, что работы Розановой предопределили развитие этого направления. А Надежда Удальцова была соратницей художника Владимира Татлина и организовала организовала левую федерацию профсоюза художников-живописцев Москвы.

Понятие «амазонки» по отношению к этим художницам впервые использовал поэт, исследователь футуризма Бенедикт Лившиц. В своей книге 1933 года «Полутораглазый стрелец» он писал о Наталии Гончаровой, Ольге Розановой и Александре Экстер так:
Амазонками авангарда называют шесть отечественных художниц: Наталию Гончарову, Любовь Попову, Ольгу Розанову, Александру Экстер, Варвару Степанову и Надежду Удальцову. В первой половине XX века они работали в новаторских направлениях — абстракционизме, кубизме, примитивизме, футуризме и других. Современные специалисты относят название «амазонки русского авангарда» к искусствоведческим терминам.

Сами художницы не состояли в одном объединении и никогда не определяли себя как амазонок. Они работали по отдельности, входили в разные художественные круги и занимались разными направлениями. Александра Экстер прославилась как театральная художница, работала над сценографиями к спектаклям режиссера Александра Таирова в московском Камерном театре. Наталия Гончарова вместе с художником Михаилом Ларионовым также сотрудничала с театрами, оформляла спектакли «Русского балета» Сергея Дягилева. Любовь Попова разрабатывала сценическую среду для двух спектаклей режиссера Всеволода Мейерхольда — «Великолепный рогоносец» и «Земля дыбом». Варвара Степанова стала известна как дизайнер: она работала с узорами для Первой ситценабивной фабрики, иллюстрировала книги и расписала вместе с Александром Родченко Дом Моссельпрома на Арбате. Ольга Розанова прославилась своими живописными произведениями. Ее полотно «Зеленая полоса» стало важным этапом абстракционизма: искусствоведы считают, что работы Розановой предопределили развитие этого направления. А Надежда Удальцова была соратницей художника Владимира Татлина и организовала организовала левую федерацию профсоюза художников-живописцев Москвы.

Понятие «амазонки» по отношению к этим художницам впервые использовал поэт, исследователь футуризма Бенедикт Лившиц. В своей книге 1933 года «Полутораглазый стрелец» он писал о Наталии Гончаровой, Ольге Розановой и Александре Экстер так:
Эти три замечательные женщины все время были передовой заставой русской живописи и вносили в окружавшую их среду тот воинственный пыл, без которого оказались бы немыслимы наши дальнейшие успехи. Этим настоящим амазонкам, скифским наездницам, прививка французской культуры сообщила только большую сопротивляемость западному «яду», и если ни одна из них не вырезала у себя правой груди, чтобы заменить ее досекинской тубой, то удержали их от этого главным образом соображения эстетического порядка.

Внимание Лившица к этим фигурам было связано с тем, что в начале XX века женщины получили гораздо более открытый, чем в предыдущие столетия, доступ к художественному образованию. Они могли профессионально заниматься искусством и зарабатывать этим. Многие художницы находили себя в среде авангарда.

Но в 1930-е годы предложенное Лившицем название еще не превратилось в термин. Вскоре новаторские направления в СССР стали запрещать или относить к нежелательным. Часть художниц эмигрировала в Европу и продолжила работу там.

Название «амазонки русского авангарда» появилось в искусствоведении спустя почти 60 лет. В 1999 году команда американского Музея Гуггенхайма организовала международный выставочный проект «Амазонки авангарда». Их число увеличилось: в это время к Гончаровой, Розановой и Экстер причислили Попову, Степанову и Удальцову. Идея собрать их работы в одном пространстве принадлежала Николасу Ильину, сыну философа Владимира Ильина. Кураторы выставки — среди них была и Зельфира Трегулова — собрали 70 полотен российских авангардисток, которые были созданы в период с 1907 по 1922 год. Выставка быстро стала хитом. В течение двух лет ее демонстрировали в разных городах: Берлине, Лондоне, Нью-Йорке. В Москве проект приняла Третьяковская галерея.

После большого турне «амазонки авангарда» превратились сначала в устойчивое название, а позже — в термин. В наши дни к основным шести фигурам причисляют также Елену Гуро, Веру Пестель и Марию Синякову-Уречину.