Показать
ул. Рабоче-Крестьянская, 109
Православие

Спасский Енисейский мужской монастырь в Красноярском крае

Конфессия:
Христианство
Язык:
Язык богослужения - церковно-славянский
Показать

Спасский мужской монастырь был основан в 1642 г. (по другим, менее достоверным сведениям, — в 1593 г.) к юго-западу от Енисейского острога, у дороги, ведущей в Маковский острог, на краю подступающей с запада невысокой, но крутой террасы. Первоначально все монастырские постройки были деревянными. В середине 18 в. на месте сгоревшей соборной церкви был построен Спасский собор с двумя приделами, трапезной и колокольней. Сложные, многоугольные очертания территории монастыря, огороженной деревянным заплотом, определялись направлением двух изогнутых лучевых улиц, расходящихся от центра города.

Территория делилась на переднюю (восточную) и заднюю (западную) половины. В 1785–1796 гг. к востоку от собора, на самом краю террасы, были выстроены каменные ворота с надвратной церковью Захария и Елизаветы. В 1789–1806 гг. возводится каменная ограда, охватившая полукольцом переднюю часть монастырской территории. В 1794–1796 гг. к северу от собора, в линии ограды, выстроен каменный настоятельский корпус. В 1803 г. — каменный корпус братских келий, к западу от собора. Наконец, в 1805–1808 гг. «усердием енисейского купца Ивана Волкова» к собору пристроен с юга третий, Ильинский придел. Создание каменного монастырского ансамбля совпало по времени с регулярной перепланировкой города. Надвратная церковь, собор и братский корпус образовали продольную ось ансамбля (с несколько смещенным к северу восточным окончанием), совпадающую с направлением продольной Ручейной ул. (ныне ул. Фефелова), упиравшейся в монастырские ворота; здесь перед воротами, возникла сенная площадь. Поперечная ось ансамбля: настоятельский корпус с северными воротами, собор и южные ворота, — послужила продолжением поперечной Святоградской ул. (ныне пер. Худзинского), проложенной к монастырю от берега Енисея. Она пересекалась Успенской ул. (ныне Рабоче-крестьянской) — сквозной продольной городской магистралью, прошедшей вдоль северной стороны монастыря в направлении Ачинского тракта. В середине 19 в. восточные ворота были заложены, а в передней части монастырской территории был разбит плодовый сад.

Среди деревянных построек хозяйственного двора следует отметить пристроенную к братскому корпусу завозню с погребом, баню, кузницу и конюшни; в 1841 г. в юго-западном углу был построен одноэтажный пятистенный дом, в 1867 г. — еще один, «с колидором » и двумя крыльцами, в котором находилась кухня, трапезная и казначейская келья. В 1878 г. обветшавший братский корпус был разобран. С 1780 г. при монастыре существовало духовное училище, в 1856 г. переведенное в Красноярск. В 1817–1865 гг. помещения под Захарьевской церковью были заняты Енисейским духовным правлением. После пожара 1869 г. верхний этаж настоятельского корпуса временно сдавался под Присутственные места. С лета 1828 г. по 24 сентября 1831 г. в монастыре содержался декабрист Н.С. Бобрищев-Пушкин. В монастыре имелись иконы «древней живописи» (в том числе образ Спаса Нерукотворного, почитавшийся чудотворным, принесенный по преданию, из Эфеса каким-то паломником) и произведения прикладного искусства работы местных мастеров. Монастырская библиотека насчитывала 300 томов, в том числе старопечатные книги 17 в. , изданные в Молдавии, Киево-Печерском лавре и Кутейнском монастыре. Спасский монастырь в Енисейске является историко-культурным и архитектурным памятником середины 18-начала 19 вв., интересным примером целостного архитектурного ансамбля; благодаря своему возвышенному положению, отчетливо господствует, видимый отовсюду, в плоской панораме Енисейска.

Смотрите также

Собор Святого Феодора Ушакова