Спасский мужской монастырь в Муроме Владимирской обл.
Спасский монастырь, в композиционном центре которого расположен Спасо-Преображенский собор, является одним из самых древнейших сооружений на Муромской земле, расположен в юго-восточной части г. Мурома, на высоком, почти отвесном, левом берегу реки Оки.
О монастыре впервые упоминает летопись под 1096 годом, когда во время его осады сын Святослава Черниговского Олег убил на подступах к городу сына Владимира Мономаха князя Изяслава, похороненного в монастыре, и «…горожане вземше Изяслава, положиша и в монастыри Святого Спаса… ».
Монастырь многие столетия был одним из важнейших оборонительных плацдармов города. По преданию, монастырь возник на месте укреплённого двора первого Муромского князя Глеба (Борис и Глеб — младшие сыновья киевского князя Владимира Святославовича; около 987—989 Борис получил от отца Ростов, Глеб — Муром; в междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 г. после смерти Владимира, были убиты старшим братом Святополком; русская православная церковь в 1071 г. причислила Бориса и Глеба к лику святых), построившего деревянную церковь Всемилостивого Спаса.
Его первоначальное наименование — «Спасский, что на бору». «Да на посаде ж в Спасской и Никольской улице монастырь Спасский, а на монастыре церковь Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа каменная, а пяти верстах… а монастырь и на монастыре церкви и в церквях Божия милосердия образы и освечи и книги и ризы и на колокольце колокола и все монастырское строение Государево, а иное мирское» (Писцовая книга города Мурома, составленная Б.Д. Бартеневым. -С. 160).
Спасо-Преображенский собор — памятник архитектуры XVI века. Строительство собора принято относить к 1560-м годам. По своим архитектурным особенностям он близок постройкам ростовских мастеров конца XV-XVI веков и представляет собой трехабсидный1 пятиглавый храм. Воздвигнут по приказу Ивана Грозного в память победы над Казанью, на месте деревянной церкви Спаса.
Собор в плане квадратный, внутри разделён четырьмя столбами на три нефа. Первоначально снаружи собор выглядел подчёркнуто монументально. Фасады почти кубического объёма расчленены плоскими пилястрами3 на три части, каждая из которых завершена полукружными кокошниками4. Полуциркульные закомары5 опираются на широкую ленту карниза из нескольких рядов кирпича, поставленного на ребро. Пять глав установлены на широких барабанах с узкими окнами (освещающими внутреннее пространство храма) и карнизами, украшенными двумя рядами кирпичных зубчиков, а основание центрального барабана — восемью кокошниками. Здание стоит на небольшом фундаменте.
Собор отличается скромной орнаментацией, строгой простотой, а так же монументальностью и некоторой суровостью, так как он выполнял функции крепостного здания, являлся во время осады местом хранения ценностей и убежищем для жителей.
Внутри храма полностью отсутствует архитектурный декор. В образе интерьера господствует мощь почти ничем не расчленённых стен и квадратных столпов, плавно перетекающих в тяжёлые арки и своды. Истоки подобного подхода к решению храмового интерьера восходят ещё к до-монгольскому времени.
Облик Спасского храма, за века его существования, был значительно изменён. Шлемовидные формы глав XVI века заменены луковичными XVII века. Здание собора несколько потеряло свои первоначальные формы в связи с пристройкой с западной стороны трапезной по проекту архитектора Я. Петрова в 1839 году, растёсаны оконные проёмы, перспективные порталы превращены в обычные дверные проёмы с полуциркульным завершением (1841 г.).
В 1885 г. в соборе вместо сгнивших внутри стенных и воздушных деревянных связей были устроены металлические, щели и трещины заложены кирпичом, стены и своды внутри и снаружи отштукатурены. Не сохранилась примыкающая к одному из фасадов «каменная колокольница» (возможно плоская кирпичная звонница с арочными проёмами для колоколов), которая строилась одновременно с собором.
Существенные перестройки были проведены при реставрации Спасского собора в 1885 году. В 1990-е годы храм восстанавливается по научному проекту. Сохраняются некоторые перестройки, несущие на себе отпечаток различных эпох, которые только обогащают общее восприятие памятника, не разрушая его целостного архитектурного образа. Покровская церковь монастыря построенная в 1691 году на средства митрополита Варсанофия, из рода помещиков Чертковых, проживавших близ Мурома, расположена с северной стороны собора. Церковь тёплая, двухэтажная, одноглавая, прямоугольная в плане с восьмигранным столбом трапезной, смещенным с оси в северном направление.
Из-за перестроек церковь потеряла первоначальный вид, утратила некоторые архитектурные детали, но она и сейчас вместе со Спасо-Преображенским собором и Настоятельским корпусом играет важную роль в ансамбле Спасского монастыря. Покровская церковь необычна ещё и тем, что она одновременно являлась одним из основных хозяйственных корпусов монастыря. По описи капитана Фёдора Сенявина, проведённой в 1673 году, известно, что «церковь каменная и тёплая Покрова Пресвятой Богородицы, в ней один престол, под одною церковью хлебня, поварня и кладовых три палатки». Своей интимностью и простотой Покровская церковь подчёркивает монументальность и строгость стоящего рядом собора.
Настоятельный корпус Спасского монастыря — единственное из сохранившихся в городе кирпичных гражданских зданий XVII века. Настоятельный корпус построен в 1687 году в исключительно скромных архитектурных формах. Прямоугольное двухэтажное здание, вытянутое с севера на юг, расположено с западной стороны собора. Оконные проёмы обрамлены простыми тягами в виде валиков. Настолько же просты и треугольные фронтончики6 над окнами.
Николо-Ильинская часовня двухъярусная, восьмигранная с пирамидным верхом, построена в псевдо-русском стиле в 1889 году на месте северо-западной башни монастырской ограды (архитектор Петров).
В описи города Мурома 1637 г. среди построек Спасского монастыря впервые упоминается каменная церковь Кирилла Белозерского над северными святыми вратами. В 1797 г. эта церковь была упразднена (престол был перенесен в первый этаж теплой Покровской церкви), а затем и разобрана в 1807–1810 гг.
В 1809 г. архимандрит Спасского монастыря Вениамин подал на имя епископа Владимирского и Суздальского Ксенофонта прошение о разборке ветхой колокольни при Покровской церкви и о строительстве на святых вратах, перенесенных на западную сторону, «колокольни с церковию во имя преподобного отца нашего Ксенофонта и дружины его». К прошению прилагался «план с фасадом». Осуществлен этот проект до конца не был. Строительство ограды и надвратной церкви велось долгое время, приостанавливаясь по причине отсутствия средств, низкого качества материала и т. п. Не был устроен и храм над св. вратами — «за теснотою и… за неимением в нем особенной надобности». В этой связи следует отметить, что в официальных документах надвратная церковь ошибочно именуется церковью Кирилла Белозерского; тогда как церковь Кирилла Белозерского, находившаяся над северными св. вратами, была упразднена и разобрана, а ныне существующий над западными св. вратами объем как церковь никогда освящен не был.
Расположенная в западной части Спасского монастыря, над главным въездом на его территорию, надвратная церковь является одним из основных композиционных элементов комплекса — памятника архитектуры Федерального значения. Объемно-планировочная структура надвратной церкви восходит к традиционной схеме надвратной церкви-колокольни: к квадратному в плане столпообразному центральному объему над святыми вратами с севера и юга примыкают прямоугольные в плане «крылья» меньшей высоты, под одним из которых (северным) устроены проездные ворота, первый ярус южного крыла занимала лестница, ведущая на второй ярус (собственно «церковь»), третий ярус — ярус звона («колокольня»), предусмотренный проектом (имеется винтовая лестница в толще южной стены центрального объема), не был построен, что наложило определенный отпечаток на существующий облик памятника.
Западная арка святых врат сочетает в себе явно разновременные элементы, некоторые из которых, возможно, были возведены ранее 1809 г. (в ХVП — XVIII вв. ?), а затем включены в объем надвратной церкви. Архитектурное оформление западного фасада: руст7, круглые окна второго яруса, профиль карнизов — позволяет отнести надвратную церковь к «классическому стилю».
Длительное время — вплоть до 1995 г. — комплекс Спасского монастыря находился в пользовании воинской части, вследствие чего монастырские здания и сооружения претерпели значительные утраты и переделки.