Хореографические традиции Псковской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, среднерусский говор
Развитая система музыкально-хореографических форм является одной из отличительных черт народной традиционной культуры Псковской области. По материалам экспедиций 1980-х годов, в северных и западных районах области сохранились формы орнаментальных и игровых хороводов, включенные в святочную, масленичную, пасхальную, троицкую обрядность.
Исполнение свадебных обрядовых песен сопровождается женскими плясками с величанием всех участников обряда за праздничным столом. Повсеместно на Псковщине распространены инструментально-хореографические традиции, связанные с праздничными уличными шествиями во время ярмарок (ярманок) и молодежными гуляниями. Выделяются мужские сольные и групповые пляски (в том числе ломанье — особая форма ритуального поведения перед активными силовыми действиями с использованием средств хореографии, музыки и слова); женские сольные, парные и групповые пляски раннего исторического пласта («Кружкá», «Бочко́м»); традиционные парные мужские и женские пляски (с дробями, «на парочку»); пляски-игры; многофигурные хореографические композиции, бытовые танцы.
Хореографические традиции Псковской области представлены развитой системой музыкально-хореографических форм. Среди них выделяются мужские сольные и групповые пляски («ломанье» — ритуальное приуготовление к активному силовому действию); женские групповые и сольные, обрядового происхождения пляски («Кружкá», «Бочком»); характерные мужские и женские (сольные, парные, групповые) пляски: «Камаринского», «Трепакá», «Русского/Барыня»; группа святочных песенно-хореографических форм орнаментального и игрового характера; праздничные массовые уличные шествия парами, рядами, группами. Устойчивым в местной традиции является включение хореографических форм в систему посиделок, супрядок, святочных игр, обрядового ряженья.

Хореографические традиции Псковской области представлены богатством и разнообразием форм фольклора, относящихся к различным жанровым группам и историко-стилевым пластам народной культуры. Хороводы, пляски, танцы имеют важное значение и занимают большое место в обрядово-праздничной системе и повседневном быту жителей псковских деревень.

В архиве Фольклорно-этнографического центра Санкт-Петербургской консерватории содержатся уникальные аудио- и видеозаписи, демонстрирующие разнообразие видов народной хореографии и позволяющие составить полное представление об исторической глубине и масштабе развития псковских народных хореографических традиций.

Описание музыкально-хореографических традиций различных этнокультурных зон Псковской области, образцы напевов и текстов хороводных и плясовых песен, нотации некоторых инструментальных наигрышей, исполненных на различных музыкальных инструментах, содержатся в издании «Народная традиционная культура Псковской области».

Для псковских хореографических традиций показательными являются следующие виды и формы народной хореографии:

  I. Хороводы:

— круговые хороводы, когда участники ходят по кругу, взявшись за руки или друг за другом (по одному, парами); пары то соединяются, то расходятся на два сомкнутых круга (северные и северо-западные районы)

— орнаментальные хороводы (змейкой, подковой, завивание и др.) и хороводы-пляски (северные районы)

— хороводы, основанные на движении колонной — тынко́м (северо-западные районы)

— хороводы рядами («стенка на стенку»)

— хороводы цикла «Долина», имеющие специфическую графику, соединяющую круговое движение и крестообразные переходы (Печорский, Палкинский районы)

— игровые хоровод

 II.  Пляски:

  1. Пляски в контексте календарной и семейной обрядности:

— Круговая женская пляска на дожинках (Гдовский район)

— Круговые женские пляски на свадьбе (северные районы)

2. Пляски в системе праздников, гуляний, посиделок:

— Старинная женская/девичья пляска — «Кружкá»

— Традиционная мужская пляска и ее особая форма ломáнье

— Пляска «на парочку»

— Коллективная графически не организованная пляска кучей

— Пляски-игры

— Многофигурные пляски

III. Бытовые парные танцы 

 

Особенностью бытования музыкально-хореографического фольклора является его приуроченность к различным обрядовым комплексам, связанным с календарной и семейной обрядностью, системой престольных, обетных (заве́тных) праздников и гуляний (ярманок), с традицией осенне-зимних посиделок и вечеров.

В рамках календарного цикла хороводные и плясовые песни звучали в осенне-зимний период (на вечеринках и супрядках), на Святках, а также во время весенне-летних уличных гуляний, начиная с Масленицы и до уборочных полевых работ (особенно выделена пасхальная неделя, период от Пасхи до Петровского заговенья). Хореографические формы имеют большое значение в жанровой системе фольклора северных и северо-западных районов Псковской области (Гдовского, Печорского, Псковского, Палкинского районов и прилегающих территорий). Хороводные песни зачастую выступают здесь в качестве замены весенне-летних календарно-обрядовых жанров, на данной территории не зафиксированных.

В Печорском районе и на прилегающих территориях Палкинского, Гдовского районов и Эстонии исполнение разнообразных по видам движения хороводов было приурочено к пасхальному периоду. Их водили на горке, на берегу озера, у качелей. К пасхальным хороводам относятся «У ворот сосна долго выросла», «Как летели гуси, погога́тывали», «Как гры́мнул гром перед тучею», «Как у ключика, да у коло́дица», «И я в горку шла, да диво видела», «Как на моречке, на моря́ночке» и другие. Различные виды хороводов (караво́дов) составляют важную часть хореографической традиции Гдовского района. Некоторые из них исполнялись на свадебном застолье в доме жениха («Уж ты луга, луга луговая» и другие). Гдовские хороводы приурочены в основном к весенне-летнему календарному сезону (масленичным гуляньям, пасхальному периоду, заговенью на Петров пост). Игровые хороводы гдовской традиции — «В караво́де были мы», «Дрёма», «Со вьюном я хожу» –часто исполнялись девочками 14–15 лет на маленьком гулянье. Повсеместно на территории области игровые и наборные хороводы водили в осенне-зимний период на посиделках (беседах, вечерах, супрядках), на Святках. В Палкинском и Печорском районах с аналогичной приуроченностью получил распространение самобытный вариант хороводного действа под названием водить долину. Под хороводные песни (обычно первой звучала песня «Долина́, доли́нуша») два парня выбирали девушек, кланялись им и выводили в хоровод, представлявший собой движение по кругу с переходами крест-накрест (см. видео 08), в конце каждой песни целовались (иногда под специальную припевку). Затем эти две девушки выбирали других парней, и всё повторялось.

Большое значение имеют зафиксированные фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории в Гдовском районе женские обрядовые круговые пляски, приуроченные к пожинальному и свадебному обрядам. На дожинках под песню «Баба ты, баба, выйди за нашего деда замуж» жницы плясали вокруг косы́ (заплетённых косичкой и украшенных ленточками, тряпочками и цветами последних колосьев). В свадебной обрядности исполнение песенно-хореографических жанров было связано с ситуацией застолья в доме жениха, где круговая пляска сопровождалась пением свадебных величальных песен и припевок (опева́ли застолицу): «Все — в круг. Хоть две выйдут плясать, потом три выйдут. А тут и начнут плясать все. Па́ют и пляшут, приплясывают, кича́т. Кагда́ деньги-та пало́жут в стакан, так стака́нам бряко́чут, там ме́лачь — “Спаси́ба” паю́т, приплясывают» (Гдовский район, д. Зигоска). На свадьбах исполняли также различные виды необрядовых плясок под инструментальное сопровождение.

Широко представлены в Псковской области разнообразные виды плясок, связанные с бытовавшими на данной территории традициями проведения ярмарочных гуляний, молодежных игрищ и посиделок. Хореографические формы танцевально-плясовой сферы включены также в комплекс семейных обрядов и праздников.

Значительная группа хороводов основана на круговом движении. Среди них: медленные круговые хороводы; хороводы-пляски; хороводы, связанные с выбором пары и завершающиеся поцелуем парня и девушки (Невельский район: «Пойду в чисто поле, посею я горе», «Возле речки, возле мосту», «В зеленом садочке Ванюшка гуляет»; Палкинский район: хороводный цикл «Долина» и другие); хороводы, связанные с разыгрыванием сюжета поэтического текста (Великолукский, Куньинский районы: «Лунёк») и другие.

В Печорском районе исполнение хороводов в пасхальный период сопровождалось разными видами движения: «ходили в тыно́к» по улице (например, «Как по морю» — «стоят пары, последняя пара обходит и становится впереди всех», д. Медли,)[1]; ходили по кругу — «водили хоровод» («Как на моречке», д. Моложва); ходили по деревне, взявшись под руки.

Движение «ряд на ряд» было характерно для хороводов «А мы просо сеяли», «Бояре». Участниками таких хороводов могли быть девушки, женщины и парни. Иногда отмечается сугубо девичий состав хоровода. По другим сведениям, на «партии» делились по половому признаку — ряд девушек и ряд парней. Во время движения участники каждого из рядов держались под руки; подходя к противоположному ряду, притопывали.

Хорошая сохранность форм орнаментальных хороводов зафиксирована в традиции Гдовского района. Среди вариантов хореографической графики встречаются движения змейкой («зме́ем бегали», «с двух канцо́в — как гадюка свива́итца»), полуме́сяцем, крюка́ми, подко́вой; по кругу — по одному или парами ходят то в одну, то в другую сторону с остановками; «ряд на ряд» и другие. Игровые хороводы часто исполняли в кругу, с выбором пары или постепенным набором участников.

Гдовская традиция уникальна в отношении богатства хореографической лексики (графики и характера движений). Круговые хороводы исполнялись в медленном или умеренном темпе простым шагом («Из-за ле́сику, лесочка тёмнава», см. видео 03) или с приплясыванием (парный круговой хоровод «Поднималась туча-гром», см. видео 05). Для некоторых скорых хороводов («Так во лузях», «Размолоденький миленький дружок») характерен мелкий втаптывающий шаг. Встречаются и другие виды шага — «с раскачкой», мелкий приставной, прискок на обе ноги. Двигаться могли вперёд лицом или спиной, совершая свободные ритмизованные движения руками, зачастую поднятыми вверх на уровне головы. Иногда в одной руке держали платок.

Большинство перечисленных особенностей хореографического движения в хороводах относится и к гдовской круговой пляске на свадьбе, отличающейся, с одной стороны, архаичностью средств хореографического языка, а с другой, — свободой самовыражения в рамках традиции (см. видео 01, 02). Признаки раннего историко-стилевого пласта фольклора в хореографическом, поэтическом, музыкальном компонентах обнаруживает и обрядовая круговая пляска на дожинках: женщины плясали вокруг косы́ — двигались по кругу против солнца мелким приставным шагом (бочко́м), махали серпами или платочками, подга́йкивали, подки́кивали.

Развитый комплекс хореографических средств выразительности наблюдается в необрядовых плясках, представленных на Псковщине обилием форм и видов. Архаичные черты пластики, графики и основных видов хореографического движения имеет старинная женская/девичья круговая пляска «Кружкá» («Бочкóм», «Трепакá», «Топотýха», «Ползункá», «Решети́ха»), бытующая в сольной, парной и коллективной версиях исполнения.  

Традиционная мужская пляска (под «Русского», «Камаринского») характеризуется разнообразием пластических выразительных средств, богатой хореографической лексикой. Она отличается усилением индивидуального начала, импровизационностью, свободой и яркостью самовыражения. Парни/мужчины «плясали с выходкой», «козырем всяким, ногами дробили, руками — как хошь», прихлопывали руками по торсу, по ногам, по полу, плясали вприсядку (вприпа́дку). Хореографические приемы мужской пляски активно используются в различных смешанных видах хореографии (в пляске «на парочку» в исполнении парня и девушки, в кадрилях и проч.).

Особой формой мужской пляски является ломáнье — пляска во время ярмарочного шествия или молодежного гулянья, сопровождающаяся звучанием на музыкальных инструментах специальных наигрышей «под драку», пением припевок «на задор». Функциональная направленность пляски — демонстрация силы (физического и волевого превосходства  группы парней) и определенного состояния участников — их готовности к бою, драке. По рассказам жителей деревень, в прежние годы в каждой из групп парней (шáйке, шáечке) был лидер — атаман. Вероятно, изначально ломанья имели ритуальный характер. По некоторым описаниям, перед дракой происходило единоборство, борьба атаманов. Чаще всего драки между парнями из разных деревень случались в праздники на ярмарочных гуляньях из-за девушек. Во время шествия парни «ходят па дяре́вни, играют в гармонь, лама́ютца, э́та ади́н перед адни́м, песни паю́т. Ну вот так хо́дют, хо́дют и сталкну́тца, и пашла́ драка» (Дновский район, д. Морино). «Ломаться» мог атаман, кто-то другой из группы парней или несколько человек сразу. Ломанье включало как элементы традиционной мужской пляски, так и особые, необычные формы движения — парни шли «как пьяные», сгибаясь, выгибаясь, совершая резкие размашистые движения руками и выпады всем корпусом, притопывали — дробакá били, стучали кулаками или палкой (кийком) по земле, загребали ногами песок, подымая пыль, пели припевки «с подковы́ром» (см. видео 09–11).

Парную пляску с частушками («на парочку») исполняли на молодежном гулянье друг перед другом две девушки или парень и девушка. Обычно «на круг» выходят двое, но пляшут (выполняют проходку с дробями) и поют частушки по очереди. Хореографическая лексика пляски «на парочку» близка мужской традиционной пляске, многие элементы которой (дроби, различные коленца, вы́ходка и проч.) в XX веке стали исполняться женщинами. В данной пляске, включающей разнообразные виды движений рук и ног, демонстрировалось индивидуальное мастерство танцующих. Основные наигрыши, сопровождающие данный вид пляски, — «Русского», «Сербиянка», «Цыганочка», «Страдания».

Практически повсеместно на Псковщине бытовала коллективная пляска (круговая или графически не организованнаякучей)с исполнением припевок под «Русского», «Камаринского», «Казачка». Для отдельных традиций характерны пляски-игры («Бéса»/«Чёртика», «Гусакá»/«Гуся», «Петушка», «Суп варить», «Дуняша»). В деревнях также были распространены многофигурные пляски — «Кадриль»/«Кадрéль» (на четыре или на восемь пар) и другие («Лянóва», «Лобанкá», «Звёздочка», «На-пéрвого», «Лявóниха»/«Крутеля», «У ворот», «Лентяя́», «Метелица»), бытовые парные танцы («Вальс», «Краковяк», «Ту-степ», различные варианты польки — «Белорусская», «Полька-варшавка», «Коробочка», «На реченьку» и другие).

 

Стилистика напевов песен, связанных с хореографическим движением, в целом отражает общие для Псковской области (а также традиций северо-западного региона) закономерности. Напевы весенних хороводов, имеющие строфическую форму организации (с рефреном и повтором второго полустишья) и основанные на различных вариантах пятисложной ритмоформулы,  по особенностям музыкального стиля близки к обрядовым напевам.  

Хороводные песни, которые сопровождают плясовые движения, нередко включают повторы стихов, полустиший и припевные слова. Среди них распространены строфические напевы, нередко основанные на вопросо-ответном соотношении разделов музыкальной формы, а также напевы, для которых характерен ритмический контраст сопоставляемых разделов по принципу быстро/медленно. Значимы также напевы, основанные на метроритмических структурах «Камаринского» и «Барыни».

 

Пляски в большинстве случаев сопровождались игрой на различных музыкальных инструментах (гуслях, скрипке, балалайке, разновидностях гармоник, а также цимбалах и мандолине в южных районах области) или инструментальным ансамблем. При отсутствии музыканта широко использовался прием имитации наигрышей голосом (плясали «под язык») или исполнялись плясовые песни. Широкое распространение получили как общерусские наигрыши («Страдания», «Русского», «Камаринского»), так и специфически псковские «под песни», которые в большинстве случаев сопровождали шествия. «Под пляску» обычно играли «Русского», «Барыню», «Трепакá», «Кружкá», «Камаринского», «Малороссéйского» («Марасéйка»), «Казачка́» и другие. Встречаются и сугубо местные наименования наигрышей: «Сударушка», «Лобанкá», «Ерёма», «Залётка». Мужская пляска ломанье обычно сопровождалась наигрышами «под шествие» («под песни», «под драку»): «Горбатова», «Длинно́ва», «Скобаря», «Рассади́ловка», «Новоржевского», «Соба́ковщина», «Суме́цкого» и другими.



[1] В сборнике Н.Л. Котиковой также есть упоминания о хождении «в тыно́к»: «в тынок ходили парами девушки и молодухи» с песней «Ой, что по край моря»; песню «У ворот сосна» «пели, когда ходили в тынок» (см. Котикова Н.Л. Народные песни Псковской области. М., 1966. С. 356 — примечания к № 18, 20).

 

 

 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна