Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Традиционная резьба по дереву в Муромском районе Владимирской области

Этнос: Русские
Конфессия: Православие
Язык: Русский, говор – среднерусский
Паспорт объекта

Старинная традиция наружного оформления муромских домов сохраняется по сей день: используются традиционные композиционные приемы и мотивы, техники резьбы и сочетания разных ее видов. Как и прежде, в оформлении фасадов применяют в основном накладную резьбу, имитирующую более сложную и трудоемкую рельефную. Используют и ажурную пропильную резьбу, вошедшую в моду в конце XIX века. Характерная особенность муромских домов, в чем проявляется своеобразие их декора, — раскраска резных деталей и выделение цветом всех основных частей конструкции. Предпочитают сочетания коричневого с оливково-зеленым и белым, светло-зеленого с темно-зеленым, зеленого или голубого с белым, розовым и красным. Цветом обязательно подчеркиваются все вертикальные и горизонтальные части постройки.


Особое значение в Муромском крае всегда придавалось плотницкому искусству и искусству деревянной резьбы. Они были связаны с таким важным делом, как строительство и оформление жилищ, храмов и хозяйственных сооружений. Глубинные связи с разными слоями местной культуры наблюдаются как в постройках XIX—XX веков, так и в современных. Это отражается и в типах сооружений, и в строительных приемах, и в декоративной резьбе, особенно в излюбленных орнаментальных мотивах и их сочетаниях.


Характерный для среднерусской полосы тип жилого дома («дом-брус»), объединяющего основной объем избы с пристроенным к нему двором для скота, примерно одинаков для всех районов Владимирской области, хотя некоторые локальные особенности в решении и оформлении жилых построек все-таки фиксируются в разных концах этой большой территории. В Муромском крае, в отличие, например, от Гороховецкого, расположенного немного севернее, не встречаются дома на высоком подклете со ставнями. Зато прослеживается большое разнообразие в решении входа (через открытое крыльцо или застекленную террасу), а также в оформлении светелки (чердачного помещения). Кровельные перекрытия в более ранних постройках обычно архаичные двухскатные. В более поздних домах, в том числе и современных, они стропильные (на четыре ската). Такие дома составляют основную массу. Муромские избы имеют 3 или 5 окон по фасаду. Так называемые пятистенки (дома большей площади с двухчастным членением внутри) распространены широко, им отдают предпочтение и современные строители. Снаружи стены домов чаще всего обшиты тесом, а нижняя их часть забрана вертикальными планками. Углы изб (а в пятистенных домах и центральная часть фасада) подчеркнуты вертикальными досками прибоинами (причелинами), которые закрывают венцы сруба. Верхняя горизонталь по фасаду нередко оформлена в виде фриза. Окна имеют нарядные наличники с выделенной верхней частью — очельем. Выступающий объем светелки, обычный при стропильном перекрытии, также имеет красивый резной декор. Жилые постройки в два этажа встречаются довольно редко, преимущественно в крупных селах. Это дома богатых крестьян, которые когда-то успешно занимались ремеслом и торговлей. Такие дома можно найти, в частности, в селе Борисоглеб.


Интересной особенностью является влияние древних каменных сооружений на оформление муромских деревянных построек. В них проявляются архитектурные традиции Верхневолжья — прежде всего Ярославля и Костромы — и более ранние владимиро-суздальские. Это влияние обнаруживается в композиционных решениях и особенностях декора, строительной технике и излюбленных мотивах орнамента в оформлении крылец и светелок.


Заново строят в этих местах немного, больше поновляют и расширяют старые, уже существующие дома, доставшиеся по наследству. При этом, как правило, стараются сохранить прежний облик постройки. Таким образом вполне осознанно сохраняется сложившаяся местная традиция.


В наружном оформлении муромских домов существовавшие каноны также мало нарушаются: используются традиционные композиционные приемы и мотивы, техники резьбы и сочетания разных ее видов. Как и прежде, в оформлении фасадов применяют в основном накладную резьбу с плоскими геометрическими элементами, а также более сложную выпуклую, рельефную резьбу и пропильную ажурную, вошедшую в моду в конце XIX века.


Наличники окон в муромских домах имеют разные, порой довольно сложные очертания в своих завершениях (очельях). Они могут быть в виде кокошника со скругленным волнистым краем и в виде прямоугольного или треугольного фронтона. В их боковинах соединяются иногда не только плоскостные накладные и пропильные детали, но и детали объемные – тонкие колонки, балясины. В нижних углах наличников почти всегда есть завершение в форме так называемых серег или ушей — свисающих нарядных дополнений, которые являются отражением древнерусской традиции XVII века и архитектурного стиля эпохи барокко. Наличников, выполненных полностью в пропильной, ажурной технике резьбы немного. Их выделяют, как правило, сложные композиционные решения с ярусными двух или трехуровневыми очельями. Особенно богаты на интересные и выразительные в художественном отношении наличники старые хорошо сохранившиеся или аккуратно восстановленные дома. Они встречаются в таких селах, как Борисоглеб и Молотицы, в деревнях Прудищи и Рожново.


Важную роль в оформлении фасадов играют и находящиеся под кровлей многослойные пропильные подзоры (дома в деревнях Рожново и Борисово). Выделяются также широкие, завершающие плоскость стены фризы с накладными орнаментальными деталями и резными кронштейнами, поддерживающими вынос карниза (дома в селе Борисоглеб). Доски-прибоины по углам сруба и в средней его части (при пятистенном варианте дома) четко обозначают вертикали в решении фасада, выявляя особенности самой конструкции. Доски-причелины как украшение края кровли могут оформляться пропильной резьбой и дополняться по углам небольшими полотенцами с ажурным просечным орнаментом.


Дома с тремя и пятью окнами по фасаду обычно имеют примыкающую к срубу террасу, увенчанную ступенчатым аттиком (горизонтальным завершением) с многолучевой розеттой — символом солнца. Так же завершается и открытое крыльцо входа с полуциркульной аркой на колонках-балясинах, что свидетельствует опять-таки об устойчивости местной традиции.


Существуют излюбленные мотивы резьбы, выбор которых определен как культурно-исторической средой и декоративными задачами, так и самими техниками резьбы, используемыми в муромском крае. Особенно любимы муромскими резчиками солярный знак, звезда и птица (утица или голубь). Изображения птиц встречаются здесь повсюду, то в натуралистичном, то в стилизованном или условном варианте.


Еще одна особенность муромских домов, подчеркивающая своеобразие их декора — характерная раскраска резных деталей и выделение цветом всех основных частей конструкции. Здесь предпочитают сочетания коричневого с оливково-зеленым и белым, светло-зеленого с темно-зеленым, зеленого или голубого с белым, розовым и красным. Цветом обязательно акцентируются все вертикальные и горизонтальные части постройки.


Из современных мастеров, продолжающих делать резные наличники и оформлять фасады домов, можно назвать членов объединения, созданного И.А. Сурковым (1926 г.р.) в селе Степаньково. Широко известны также М.Ф. Сафронов (1951 г.р.) и С.В. Садков (1967 г.р.) из села Татарово.

Фото

За грибами

Киногерои-грибники на «Культура.РФ»

Капустник киногероев Табакова

В честь дня рождения Олега Павловича

Мастер реализма — Илья Репин

Видеогалерея работ художника

Иван Айвазовский — главный маринист русской живописи

Великие полотна художника

Мастер художественного слова Игорь Ильинский

Любимые роли советского актера

Гений русского футуризма

Владимир Маяковский, «Ночь»

«Боже, какой типаж!»

Видеоподборка самых ярких ролей Михаила Пуговкина

Колыбельная из кинофильма «Романс влюбленных»

В день рождения Валентины Толкуновой

Для тебя, Москва!

Столичные улицы в кино

Монолог о счастье

В день рождения Андрея Мягкова

Познакомиться с коллекцией музея можно во время виртуальной экскурсии.

Подробнее

Посетители смогут «услышать» повседневную жизнь императорской резиденции.

Подробнее

Она приурочена к 205-летию Бородинского сражения.

Подробнее

Здесь можно посмотреть фильм под открытым небом, а после кинопоказа обсудить его со специальными гостями.

Подробнее

Посетители увидят более 200 произведений.

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть