Весенние карагоды в селе Павличи Клинцовского района Брянской области

Этнос: РусскиеКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, наречие – южнорусское
Хороводная традиция села Павличи − один из наиболее сохранных компонентов местной народной культуры. Еще 20 лет назад она существовала в живом бытовании, а потому памятна даже молодым жителям села. Карагоды в Павличах включаются в цикл календарных обрядов, поскольку имеют четкую сезонную приуроченность: их водят только весной. Кроме того, они отмечают определенный ритуально значимый период, ограниченный переходящими церковными праздниками − Пасхой и Вознесением (на местном диалекте − Ўшестя). Хореография карагодов очень проста: их водят по кругу (крýгом), взявшись за руки, в сопровождении специальных карагодных песен. Выделяются особые карагоды — со Старцем, — которые водят лишь в первые два дня празднования Пасхи (воскресенье и понедельник) и на Радуницу.

Пасха в селе − долгожданный и очень радостный праздник. С окончанием Великого поста снимается традиционный запрет на пение и танцы. И уже в первый день празднования Пасхи на улице начинают собираться девушки и молодые женщины (в последние десятилетия в карагодах могли участвовать все желающие без ограничений по полу и возрасту). Кто-то из них предлагает: «Давайте играть в карагоды!»

Павличи − большое село, а потому на каждой улице собирается свой карагод. Хореография карагода очень проста. Его водят по кругу (крýгом), взявшись за руки, сначала участницы движутся в одну сторону, потом в другую. Карагоды сопровождаются пением специальных карагодных песен.

В местной традиции выделяются особые карагоды — со Старцем. Их вождение — любимое и ожидаемое в Павличах событие. Пожилые исполнительницы утверждают, что «без Старца − неинтересно». Однако такие карагоды водят лишь в первые два дня празднования Пасхи (воскресенье и понедельник) и на Радуницу. При этом гуляния с карагодами начинаются не с самого утра. В день Пасхи им предшествует праздничное застолье, на Радуницу − посещение кладбища.

Названием «Старец» объединены два парных персонажа − Старец и Старчиха (Старица).Интересно, что обоих представляют мужчины. Для перевоплощения в Старцев они надевают ветхую и грязную одежду, разлохмачивают волосы, мажут грязью лицо. В руки Старец может взять цепóк для обмолачивания зерна. Можно предположить, что маргинальные Старцы в местной традиции являют образы предков, которые в ритуально значимые календарные периоды особенно актуальны.

Старцы становятся внутрь карагода и танцуют, тогда как девушки и женщины движутся по кругу своим чередом. Старцы не толькоучаствуют в общих карагодах, но и являются главными действующими лицами отдельной игры, которая называется «Водить Старца». Она озвучивается специальной песней, адресованной, по утверждению исполнительниц, Старцу:

Ой, Старяц мой,

Багамоляц мой,

Ти ты ў келье сядишь,

Богу молисся?

А мне маладой

Гулять хочется,

Папить-пагулять,

Папразднувати.

А тяперь я без Старца

Наскачусь-напляшусь,

Наиграюся, нагуляюся.

Исполнение песни сопровождается движением участниц карагода по кругу в одну сторону и пляской Старцев. По ее окончании карагод останавливается, одна из участниц спрашивает: «Кума, кума, а где Старец?», на что другая отвечает: «Пошёл в баню яйца парить!» После этого песня возобновляется, а карагод движется в другую сторону, Старцы снова пляшут. Чередование пения с движением и диалога может продолжаться сколь угодно долго.

Карагодная традиция села Павличи включает большое число карагодных песен. Исполнительницы отмечают, что их можно было петь «бесконечно». К сожалению, в настоящее время многие песни забыты. В ходе полевого исследования зафиксированы следующие образцы: «А што у барина», «Ой, што па лýгу, па лугý», «Ой, Старяц мой», «Хажу я гуляю и ўдоль карагода», «Што й с-пад лесаньку, лесу тёмнага», «Што й с-пад свет-зари занималася». Карагодные песни поются в достаточно медленном темпе и имеют объемные поэтические тексты (почти все − с припевами), а потому отличаются протяженностью.

Фактура карагодных песен представляет собой узкообъемное многоголосие с терцовым соотношением голосовых партий. Бóльшая часть певиц исполняет нижний голос, а верхний − одна или две женщины с «высокими» зычными голосами, за счет чего в песнях создается тембральный контраст. Подобная исполнительская манера характерна для всего архаичного песенного пласта села Павличи. Однако при исполнении карагодных в отличие от песен других жанров не используется особый прием — гýкания, — представляющий собой возглас на широкий интервал в конце строфы.   

На сегодняшний день местная карагодная традиция находится в состоянии угасания, поскольку ее носители − люди весьма преклонного возраста. Однако с помощью работников образования они передают ее представителям молодого поколения. Некоторые карагоды воспроизводятся на современных сельских и школьных праздниках. 

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Хороводная песня «Хажу я гуляю и удоль карагода» в исполнении фольклорного ансамбля села Павличи Клинцовского района Брянской области
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
© 2013–2024 ФКУ «Цифровая культура». Все права защищены
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
  • Нашли опечатку? Ctrl+Enter
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна