Войти Версия для слабовидящих
Фильтр
Очистить фильтр

Популярное

Эпические сказания ситабы у нганасан

Этнос: Нганасаны
Конфессия: Шаманизм
Язык: Нганасанский
Паспорт объекта
Эпические сказания нганасан делятся на две разновидности: ситабы (героико-эпические сказания) и дюрымы (исторические предания). Ситабы имеют песенно-повествовательную форму, исполняются сольно, без сопровождения музыкального инструмента. Каждое сказание поется на своеобразный напев, выступающий мелодическим маркером определенного сюжета. Сказания исполнялись в период полярной ночи, когда в стойбищах прекращалась хозяйственная деятельность. Их пели известные сказители (как мужчины, так и женщины), которые, наряду с шаманами, пользовались особым авторитетом в традиционном сообществе. Среди нганасан помимо собственных эпических сказаний успехом пользовались также ненецкие и энецкие.

Эпические нарративы нганасан, проживающих в Таймырском районе Красноярского края, включают две разновидности: ситабы («сказка») – эпические сказания, апеллирующие к сакральному прошлому этноса, и дюрымы («быль, рассказ») – историко-мифологические предания, в которых описываются события, запечатленные в исторической памяти народа. Терминологическая оппозиция двух различающихся по содержанию эпических жанров типична для самодийских народов. Так, песенный  эпос тундренных ненцев делится на сюдбабц (богатырские песни) и ярабц (песни-плачи о злоключениях героя), а энцевна сюдобичу и дёречу.


Исследователи самодийского фольклора отмечают значительное количество общих эпических сюжетов, традиционно бытующих в устном народном творчестве нганасан, ненцев и тундровых энцев, что указывает на тесные культурные контакты данных этносов. Это подтверждается не только на уровне эпических текстов, но и на уровне мелодий, записанных в ходе музыкально-этнографических экспедиций. Так, в нганасанской среде распространение получили как сюжеты сюдбабц ненцев, так и их эпические напевы.


В фольклорной традиции нганасан жанры ситабы и дюрымы разведены не только по содержанию, но и по типу интонирования. По словам  Н.Т. Костеркиной, ситабы имеют «смешанную песенно-прозаическую форму» (Костеркина, 2002. С. 499). Сказания ситабы интонируются в вокально-речевой манере, гибко сочетающей пение и речь (вокальная мелодия переходит в речитативное или чисто речевое произнесение текста, и наоборот). Явление перехода вокального интонирования в речевое и обратно наблюдается также в песенных жанрах кэйнгэйрся и балы, где в пение могут свободно включаются речевые комментарии исполнителя. К ситабы примыкают также дюрымы с напевом: «бəла”тəтуо” дюрымы”» – «имеющие песню вести» (Костеркина 2002, 505), хотя этот жанр исполняется преимущественно в речевой манере.


Исполнителями эпических сказаний у нганасан были сказители (как мужчины, так и женщины) – знатоки многих эпических сюжетов, обладающие высоким авторитетом в традиционном сообществе. Сказитель должен был обладать прекрасной памятью, незаурядными актерскими способностями, эмоциональностью, выразительной мимикой и жестикуляцией. Исполнение ситабы сопровождалось обычно пантомимой сказителя, изображавшего действия персонажей. В целом, к сказителям, как и к шаманам, было особое отношение. За ними признавались качества необыкновенного, одаренного свыше человека, имеющего особый талант.


В отличие от личных и детских песен, индивидуальных в каждой семье, ситабы у нганасан являются произведениями «общественного» назначения. Они представляют собой развернутые повествования, причем изложение одного сюжета обычно продолжалось несколько вечеров подряд с перерывами для сна и еды. В долгие полярные ночи обычным времяпрепровождением в нганасанском стойбище было слушание сказаний, когда все собирались в чуме сказителя и следили за развитием сюжета ситабы.


Для сказывания эпоса (ситабы и дюрымы) требовалась не только аудитория, но и специальный помощник, который называется туоптуси (или туоптугуси). Исследовательница нганасанского фольклора Г.Н. Грачева пишет: «Желательно, чтобы слушатели постоянно поддакивали, голосом реагировали на острые сюжетные моменты и т.д., [...] делали как бы в сокращенном виде то, что делает шаманский туоптугуси»  (Грачева, 1984. С. 92). Название и функция сближают роли туоптугуси в шаманском камлании и при исполнении ситабы, что указывает на сакральное значение специализаций шамана и сказителя в архаической культуре нганасан.


На основе названий, используемых исполнителями и знатоками нганасанского фольклора, Н.Т. Костеркиной произведена классификация эпических сюжетов ситабы на героические («ситабы” дёмтатуи” ниимəны ичуо”» – ситабы о воюющих), мифологические и сказочные. Наиболее типичными сюжетами первого типа являются сказания о героическом сватовстве, нередко сопряженном с похищением невесты, либо с богатырскими состязаниями за ее руку, а также сказания о богатырских битвах между родами. Таковы ситабы «Сеу Мелянгана» («Сюнэзы Нанику»), «Тута Хоразума», «Хетанди Дербиэ» и другие. Их тексты бывают весьма протяженными и нередко насчитывают до 1500–2000 и более стихотворных строк (Сеу Мелянгана, 2005).


В поэтических фольклорных текстах нганасан наличествует метрическая оппозиция восьми- и шестисложных стихов, соответствующая оппозиции сакрального/мирского. Важность этого противопоставления в традиционном ненецком и нганасанском стихосложении обосновал Е.А. Хелимский (Хелимский, 1993). Он пишет, что в поэзии светских жанров (к которым относятся и эпические сказания ситабы) господствуют шестисложники, в то время как в текстах шаманских камланий – восьмисложники.


Композицию ситабы определяет чередование речевых (прозаических)  и музыкально-поэтических (песенных) эпизодов. Ситабы исполняются без инструментального сопровождения. Выдающийся нганасанский сказитель Тубяку Костеркин дал образное определение способу исполнения эпоса: «Каждый ситабы идет своей дорогой» (то есть поется на свою мелодию). За каждым сюжетом закреплен особый напев, который служит мелодическим «маркером» данного сюжета и неизменно сохраняется при трансляции сказания разными исполнителями (Добжанская, Григоровских 1994). Ритмическая организация речитативных мелодий ситабы отражает силлабическое строение поэтического текста. Речитативность и импровизационность повествования создают условия для появления свободных по длине мелодических строк, нередко объединяющих две-три текстовые.


По образному выражению исполнителей нганасанского эпического фольклора, «ситабы, бывает, инсюзуту («садится в упряжку)» (Костеркина, 2002. С. 499). Это высказывание обнаруживает тесную связь между движением и звучанием (езда в упряжке всегда связана с пением песни, звоном украшений на упряжи), которая существует в сознании нганасан.


Жанр ситабы сохраняется и ныне в памяти лучших фольклорных исполнителей, однако, обнаруживается тенденция к его изменению: сказания исполняются в редуцированном виде, когда поется лишь отдельный,  показательный для сюжета эпизод, что естественно занимает более короткое время. Так как исполнение ситабы требует высокой степени владения сказительскими навыками и связано с исполнительской специализацией, то в современной ситуации, когда молодое поколение не знает нганасанского языка, сказания могут исполнять лишь люди старшего поколения (60–70-летние нганасаны). Качественные образцы ситабы сохранены благодаря аудиозаписям 1980–2000-х гг., публикациям.  

Фото

Аудио

01 Ситабы «Черная кудрявая голова» (отрывок) в исполнении нганасанского сказителя Н.Х. Турдагина из поселка Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края Правовая информация

02 Ситабы «Сын края земли, сын Лося» (отрывок) в исполнении нганасанского сказителя Н.Х. Турдагина из поселка Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края Правовая информация

03 Ситабы «Старик Лурсиза» (отрывок) в исполнении нганасанского сказителя Х.Л. Турдагина из поселка Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края Правовая информация

04 Ситабы «Богатырь из рода Чайка» (отрывок) в исполнении нганасанского сказителя Х.Л. Турдагина из поселка Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края Правовая информация

05 Ситабы «Богатырь из рода Чайка» (отрывок) в исполнении нганасанской сказительницы Н.Д. Турдагиной из поселка Усть-Авам Таймырского Долгано-Ненецкого района Красноярского края Правовая информация

​Предводитель дворянства из простой семьи

Комедийные роли Сергея Филиппова

День памяти и скорби

22 июня началась Великая Отечественная война

Режиссер с «мультяшной» фамилией

В день рождения Вячеслава Котеночкина

Основатель Товарищества передвижников

Русский живописец Иван Крамской

Раскрываем секреты картины Василия Поленова

Что именно сказитель былин Никита Богданов рисовал на песке

Поэзия русской жизни на картинах Михаила Нестерова

Видеогалерея ко дню рождения художника

Учись, студент

Видеоролик из фильмов с Александром Демьяненко

Академик живописи Алексей Саврасов

Русский мастер лирического пейзажа

Будем помнить

С Днем Победы!

Покажут сцены из «Лебединого озера», «Щелкунчика» и «Дон Кихота».

Подробнее

Мультимедийная экспозиция работает в Министерстве культуры России.

Подробнее

Читайте подробности в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Посетителей ждут выставки, спектакли и встречи с известными писателями.

Подробнее

Самые интересные культурные события Москвы на этих выходных в подборке портала «Культура.РФ».

Подробнее

Обратная связь закрыть
Форма обратной связи

Отправить

Ошибка на сайте закрыть
Форма Отправки ошибки на сайте

Отправить

Войти в личный кабинет:
Нажимая на кнопку «Кабинет учреждения культуры», Вы будете переправлены в личный кабинет учреждения культуры, который находится в АИС ЕИПСК Кабинет учреждения культуры
Закрыть