Песенная традиция города Фролово Волгоградской области

Этнос: Русские, донские казакиКонфессия: ПравославиеЯзык: Русский, южнорусское наречие, группа донских говоров

В 1936 году из казачьих хуторов Фроловского и Лыжинского, относящихся к Кременской станице бывшего Усть-Медведицкого округа Войска Донского, был образован город Фролово. Он расположен на реке Арчеда, левом притоке Дона, в центральной части Волгоградской области.

Будучи ярким песенным очагом, Фролово неизменно привлекает внимание собирателей, исследователей и любителей казачьего фольклора. Начиная с 1966 года вплоть до конца ХХ века здесь регулярно проходили фольклорные экспедиции.

Лучшими певцами, по мнению местных жителей, являются люди пожилого возраста, около 60 лет; считается, что в такие годы они «самые игруны».

Наиболее яркие, характерные черты песенного стиля донских казаков связаны с традицией русского мужского пения. Репертуар фроловцев включает десятки казачьих песен разных жанров. Своеобразие местных форм многоголосия нагляднее всего проявляется в жанре протяжной песни с воинской, рекрутской, исторической или лирической тематикой. Местные жители называют их вилючими, долгими, что подчеркивает такие их качества как протяженность, длительность музыкально-поэтической строфы. Самые сложные произведения с особой формой распева здесь называют тягучими. Медленный темп и широкие внутрислоговые мелодические распевы — черты стиля протяжной песни, объединяющего песни разного содержания, в том числе литературного происхождения, распетые по-казачьи, и даже свадебные песни.

Протяжные песни не прикреплены к какому-либо конкретному обряду. Они звучат на вечёрках, посиделках, семейных праздниках, могут «играться» и на свадьбах. У казаков с юности вырабатывался характерный естественный тембр, рассчитанный на звучание в открытом пространстве. «Бывало, собирались каждый вечер, летом — на улице, на бугре, зимой — на сиделках, по очереди: нынче у энтого, потом у энтого. За ночь мы переигрываем до пятидесяти песен».

В большинстве протяжных песен следует отметить относительную стабильность темпа и длительности каждого раздела музыкально-поэтической строфы — колена.

Оппозицию протяжным у казаков составляют песни частые (плясовые, хороводные, частушки). По количеству их записано в несколько раз меньше. Они не обладают высоким статусом у казаков, которые не считают их песнями и иногда пренебрежительно именуют припевками.

Типичный многоголосный склад казачьей песни можно обозначить формулой «один запевает, другие подхватывают, один дишканит». Ансамблевая фактура включает три основных голоса: нижний бас, верхний бас и солирующий верхний подголосок. Бас — это нижняя голосовая партия, певцу, ведущему её, всегда поручается запев. Эту партию могут исполнять мужские и низкие женские голоса. Противопоставленную басам линию дисканта (верхнего солирующего подголоска) по традиции должен вести мужчина-тенор, но в песнях, записанных в городе Фролово, подголосок поется исключительно женским низким голосом — альтом. Отсутствие в местных ансамблях мужчин-дискантов мы рассматриваем как свидетельство современной трансформации донского многоголосия.

Мелодический контур протяжных напевов, как правило, выразителен и объёмен. Диапазон басовых голосов составляет малую септиму. Дискант расширяет звукоряд песни, надстраивая его на три звука до децимы. Певцы, ведущие басовую партию, никогда не поют в унисон; многоголосный пучок басов всегда представляет собой гетерофонную структуру, основанную на вариантном повторе напева.

Соотношение напева и текста в протяжных песнях донских казаков обладает своей спецификой. Песенное повествование «разбивается» словообрывами и повторением отдельных слов, многочисленными междометиями, восклицаниями «ай», «ой», «ах ты», широкими внутрислоговыми и межслоговыми распевами, вставками гласных «о, а э, е» в середине слова. Всё это свидетельствует о главенстве мелодического начала над смыслонесущим текстом.

Местная манера исполнения отличается целым рядом певческих приемов, таких как ярко выраженное вибрато и в басах, и в подголосках; глиссандирование, особенно характерное для запевов и солирующего верхнего голоса; прерывистость отдельных голосов в серединах строф; широкие мелодические скачки, превышающие квинту. Эти приемы, так же, как и последовательное повышение строя от строфы к строфе, составляют неповторимый облик местной певческой традиции.

В репертуар фроловцев входит много песен, редко встречающихся в соседних станицах и хуторах. Исполнение лучших певцов в казачьих певческих «артелях» отличается импровизационностью, в результате чего каждый раз выявляются новые подробности в организации слогового ритма, рисунке мелодической линии, складе многоголосия; всё это в совокупности образует «словарь» фроловского музыкального диалекта.

Несмотря на высокий уровень исполнительского мастерства, собирателям не удалось обнаружить во Фролове «замкнутых» ансамблей мастеров, с которыми всегда связываются представления о вершинном уровне певческого искусства. Смешанный состав местных фольклорных групп, постоянная сменяемость их участников и их разный возраст не позволяют говорить о «замкнутости» коллективов и характеризуют их как «обиходные», сохраняющие наиболее типические черты местной песенной традиции.

Описания объектов нематериального культурного наследия предоставлены Центром русского фольклора и опубликованы автоматически. Администрация портала «Культура.РФ» не несет ответственности за содержимое публикации.
Аудио
01 Протяжная песня «Горы Закавказские» в исполнении фольклорного ансамбля ДК «Заречный» из г. Фролово Фроловского р-на Волгоградской обл.
00:00
Содержание
«Культура.РФ» — гуманитарный просветительский проект, посвященный культуре России. Мы рассказываем об интересных и значимых событиях и людях в истории литературы, архитектуры, музыки, кино, театра, а также о народных традициях и памятниках нашей природы в формате просветительских статей, заметок, интервью, тестов, новостей и в любых современных интернет-форматах.
Контакты
  • E-mail: cultrf@mkrf.ru
Материалы
При цитировании и копировании материалов с портала активная гиперссылка обязательна